Граждане все охотнее вкладывают свободные средства в ценные бумаги. По данным Московской биржи, в России уже открыто около 20 млн брокерских счетов. Эксперты оценивают число активных инвесторов минимум в несколько миллионов человек. В ближайшее время это число может существенно вырасти – сейчас правительство разрабатывает меры по привлечению и защите долговременных инвестиций физлиц на российском фондовом рынке. Какие сектора экономики позволят получить максимальный доход в перспективе ближайших нескольких лет, разбирался «ФедералПресс».
Доминантой экономического развития для всего мира и для России в том числе будет энергопереход, прогнозирует партнер компании ФБК Grant Thornton, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. В связи с этим можно выделить сразу несколько направлений, инвестиции в которые сулят наибольшие перспективы.
Альтернативная энергетика
В этом секторе наибольшие перспективы у водородной энергетики, полагает Игорь Николаев. Развитие в этом направлении интенсифицируется, и у России неплохие перспективы: по некоторым оценкам наша страна может занять до 20 % мирового рынка водорода.
Именно экспортный потенциал делает водородную отрасль особенно привлекательной. Согласно Концепции развития водородной энергетики, к 2050 году Россия планирует зарабатывать на водороде от 23,6 млрд до $100,2 млрд долларов в год, поставки могут составить от 7,9 млн до 33,4 млн т в год в зависимости от сценария. Для достижения целевых показателей Минэнерго предлагает целый ряд мер поддержки компаний, в том числе частичное возмещение затрат на купонный доход по «зеленым» облигациям.
А вот вложения в модные сейчас возобновляемые источники энергии – солнце и ветер, – для России пока не очень актуальны, считает Игорь Николаев. «Мы несколько упустили время с учетом того, насколько в этом направлении продвинулись развитые страны и Китай. Но это перспектива более отдаленная, потому что, поскольку у нас его газ, а это самое чистое топливо из углеводородов, то с ВИЭ мы особо спешить не будем», – объясняет эксперт.
Электромобили
Точнее, не сами электромобили, а все, что связано с источниками питания для них – аккумуляторами и водородными топливными элементами, отмечает руководитель компании «ГринЭкспертиза», вице-президент Ассоциации ценового мониторинга Денис Подшиваленко.
Тенденция последних лет показывает, что производители в первую очередь стремятся к увеличению расстояния, которое электромобиль может проехать на одной зарядке. Кроме того, существует проблема утилизации аккумуляторов, окончательно решить которую пока не удается. Поэтому любые разработки, направленные на увеличение емкости и упрощение процессов последующей переработки, в ближайшие годы будут крайне востребованными.
Как указывает управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов, развитие электротранспорта станет и драйвером развития цветной металлургии – ее продукция нужна для производства как источников питания, так и самих электродвигателей и проводки.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность
«Есть люди будут всегда, а сейчас и конъюнктура складывается таким образом, что на кратко- и среднесрочную перспективу цены в этой сфере будут вполне приличные, а значит, и прибыль будет хорошая. Тот ценовой всплеск, который мы наблюдаем сейчас, быстро не закончится», – говорит Игорь Николаев.
Факторами дальнейшего роста сельского хозяйства являются карантинные меры в странах ЕС, развитие собственной селекции в России, субсидирование отрасли, сокращение доли импортных кормов. В пищевой промышленности увеличению спроса будет способствовать стабилизация предложения ввиду отмены карантинных мер, а также государственная поддержка отрасли, полагает Дмитрий Орехов.
Интересное направление вложений – технологичное сельское хозяйство, которое в перспективе 5-10 лет будет развиваться очень сильно, уверен Денис Подшиваленко. Помимо увеличивающегося спроса на сельхозпродукцию, он связывает это с повышением потребности в источниках компенсации компенсацию выбросов углекислого газа. «Лесопосадки – это уже прошлый век, этого уже недостаточно. Больше пунктов в рейтинге можно получить, развивая какое-нибудь экологическое сельскохозяйственое производство. Например, это может быть выращивание экологически чистых кормов для скота», – рассуждает эксперт.
Биотехнологии
По мнению Дениса Подшиваленко, сельское хозяйство в ближайшие десятилетия будут ждать большие перемены. В связи с изменением климата будут меняться регионы выращивания сельскохозяйственной продукции. Уже сейчас на Юге России климат стал заметно суше и жарче, отмечает аналитик. По словам главы Росводресурсов Дмитрия Кириллова, в связи с падением уровня Дона ведомство вынуждено урезать на треть потребления воды сельхозпроизводителями. Потому в среднесрочной перспективе сельское хозяйство будет перемещаться ближе к умеренным широтам и в Сибирь. В связи с этим потребуются сорта сельхозкультур, которые можно будет выращивать в непривычных для них климатических условиях. Новые засухоустойчивые сорта потребуются и для сохранения аграрных производств в южных регионах. Поэтому все, что связано с селекцией, в том числе с производством генно-модифицированных культур, будет востребовано.
Фармацевтическая отрасль
Разработка новых лекарств, способных излечивать ранее неизлечимые болезни, и раньше была востребованным и прибыльным направлением. С началом пандемии коронавируса отрасль выдвинулась в лидеры мирового развития. «Мы видим, что процесс затянулся, что называется. Неизвестно, когда эта пандемия закончится. Но даже если она начнет явно заканчиваться, те отрасли, которые получили развитие, все равно останутся привлекательными – говорит Игорь Николаев.
В России значимым фактором роста для «фармы» станет рост продаж вследствие увеличения объемов госзакупок и роста импортозамещения, добавляет Дмитрий Орехов.
Большая химия
Использование углеводородов в качестве энергоносителей будет сокращаться по мере развития альтернативной энергетики, но зато ископаемое топливо будет все в большей степени использоваться в химической промышленности. Из отраслей химпрома самые большие перспективы, по мнению экспертов, у производства минеральных, главным образом азотных удобрений, в том числе и с учетом того, что говорилось выше о пищевой промышленности.
Также, несмотря на общемировую тенденцию к сокращению использования пластмасс, отказаться от них в обозримой перспективе невозможно. «В быту это можно сделать достаточно быстро, но пластик в больших объемах используется и в промышленности», – объясняет Игорь Николаев.
Информационные технологии
По мнению Николаева, это «столбовое направление развития». Особенно с учетом того ускорения, которое отрасль получила во время пандемии. Все, что связано с удаленными форматами работы, заказом товаров по интернету, дистанционным обучением, кибербезопасностью будет становиться все более востребованным.
«Разработки, связанные с виртуальной и дополненной реальностью, блокчейном, с виртуализацией и искусственным интеллектом», – перечисляет Денис Подшиваленко. Дополненная реальность, по его словам, будет развиваться не только в части развлекательного контента и киберспорта, но и находить все большее применение в промышленности. Уже сейчас эти технологии используются, например, при сборке сложного оборудования – работник видит, какую деталь и куда установить.
Также по мере легализации криптовалют и других блокчейн-токенов будет увеличиваться объем сделок в них и, соответственно, цифровые платформы, занятые в этой сфере, тоже должны быть востребованы. А с учетом того, что на горизонте трех, максимум пяти лет все страны выпустят цифровые аналоги своих валют, все, что связано с обеспечением инфраструктуры расчетов, будет особенно интересно для инвесторов.
Квантовые компьютеры
Отдельно аналитики выделяют направление, связанное с квантовыми вычислениями. По словам Дениса Подшиваленко, сейчас проблема в том, что квантовые компьютеры есть, но сгруппировать их в большие системы под практические задачи пока не получается. Как только будет решен технический вопрос с их масштабированием – а это может произойти, по прогнозам, в ближайшие 2 – 5 лет, может быть вообще перестроен весь рынок вычислительной техники».
Традиционный ТЭК
Неожиданным консервативным вложением могут стать инвестиции в энергетические компании. «Сейчас кажется, что они используют непрогрессивные технологии – уголь, нефть и газ. Но в их стратегиях заложено, что они рано или поздно возьмут на себя контроль возобновляемых источников энергии и в какой-то момент из производителей энергии превратятся в операторов. Если в России пройдет либерализация энергорынка, энергогиганты останутся гигантами, но уже в части перераспределения энергии. Они будут помогать покупать и продавать энергию. И сейчас они в лидерах рынка, и в долгосрочной перспективе останутся ими, просто поменяется технология», – говорит Подшиваленко.
В ноябре прошел круглый стол «Ближайшее будущее российской экономики: рабочие сценарии развития ситуации», организованный РИА «ФедералПресс» и порталом общественных дискуссий PublicO.ru, где эксперты также обсуждали перспективы различных отраслей российской экономики. Полное видео с мероприятия смотрите на нашем канале в Youtube.
2022 год: главные изменения