В Ленинградской области генерируется 700 тысяч тонн отходов. Из Петербурга в соседний 47 регион ежегодно поступают еще 2–3 млн тонн мусора. Сейчас Ленобласть обрабатывает порядка 1,2 млн тонн на тех объектах, которые уже модернизированы. Согласно федеральным законам, весь мусор должен быть обработан. Губернатор Александр Дрозденко во время пресс-конференции сообщил, как он планирует решать эту задачу.
Протесты против выбранных мест для хранения отходов
В начале декабря «Невский экологический оператор», определился с местами для всех пяти перерабатывающих заводов, которые должны открыться в Петербурге и Ленобласти до 2030 года. Однако окончательное решение о создании предприятий примут после геологических и геодезических исследований, на которые компания собирается потратить почти полмиллиарда рублей.
Два предприятия планируют разместить в черте Петербурга на Волхонском шоссе («Волхонка») и в поселке Левашово («Новоселки»). И три завода в границах Ленобласти на землях лесного фонда: на месте выработанного карьера «Дубровка» во Всеволожском районе, на землях карьера «Островский» в Выборгском и у карьера «Брандовка» в Ломоносовском районе.
Общественность отреагировала протестами на решение разместить отходы на выбранных участках. Например, в поселке Невская Дубровка в Ленинградской области люди держали плакаты с надписью: «Мы не хотим жить на свалке!».
Однако глава Ленинградской области настроен решительно на борьбу с отходами, которые производят жители Петербурга и Ленинградской области.
«Я не хочу быть страусом, который засунул голову в песок и ждет, когда рассосется. Я никогда за девять лет своего губернаторства ни одну проблему не решал по этому принципу», – сказал Александр Дрозденко на пресс-конференции.
Губернатор отметил, что протестующие просят не строить заводы по переработке даже с тройной санитарной зоной, но требуют закрыть действующие полигоны. Однако, по его словам, чудес не бывает: мусор не может так просто взять и исчезнуть.
«Они говорят, что не надо у них строить завод, и тут же держат плакат с надписью: «Закройте «Самарку»!», «Закройте «Новый свет»». Вы либо снимите крест, либо наденьте трусы. Ну как-то вот хочется найти разумный компромисс», – заявил Александр Дрозденко.
Также он обратил внимание, что более чем 90 % активистов – это дачники, а не жители Ленобласти, которые со своей стороны говорят: «Вы не хотите этих предприятий в Петербурге, а мы их не хотим пусть даже в 10 км от наших дач – везите их в другой район! Если мы хотим размещать завод исходя из того, согласятся ли все, кто проживают в конкретном районе, то ни один район не согласится, чтобы у него появлялся завод. Будут говорить так: «Это мусор Петербурга. Пусть Питер у себя эти заводы и размещает», – объяснил Дрозденко.
Как будут перерабатывать отходы
По словам главы Ленинградской области, 65 % отходов должно быть переработано и 35 % утилизировано. Он отметил, на утилизацию будут направлены остатки хвостов и полуорганика, которая по технологиям доходит через шесть месяцев до стадии нейтрализации. Этот инертный материал решено использовать для рекультивации карьеров.
«Невский экологический оператор» свою работу должен начать свою работу только с 1 января 2022 года. Власти Ленобласти с местами, где появятся комплексы, планируют определиться в первой половине 2022 года. «Если мы не построим три завода, мы не выполним свой же закон – до первого января 2024 года закрыть существующие полигоны в Ленобласти», – отметил Дрозденко.
О том, как именно будет проходить переработка, дискуссии еще ведутся. По словам Дрозденко, он обращался к экологам-любителям, к профессорско-преподавательскому составу с вопросом о том, какую переработку мусора сделать в Ленобласти. При этом большинство высказалось против мусоросжигательных заводов, хотя, как отметил глава региона, это самый простой способ. Дрозденко призвал общественников, экологов, местных жителей прийти к разумному компромиссу с определением места и технологии переработки мусора.
Фото: ФедералПресс