Технологии энергоперехода будут подбираться таким образом, чтобы цена декарбонизации не оказалась неприемлемой для экономики России. Об этом говорили эксперты в ходе XIII Международного энергетического форума «Инновации. Инфраструктура. Безопасность», который прошел в Москве на прошлой неделе.
Решение о декарбонизации экономики России и переходу к углеродной нейтральности к 2060 году принято руководством страны и изменению не подлежит. Эта цель достижима, но очень важно понимать, какую цену придется в итоге заплатить, заявил в своем выступлении замминистра энергетики Петр Бобылев.
«Это можно сделать очень быстро и очень дорого в рамках тех технологий, где добавленная стоимость будет производиться на территории других стран. А можно добиться поставленной цели в рамках наших конкурентных преимуществ», – отметил Бобылев. Сейчас, по его словам, идет перестройка энергетической стратегии, в частности, будет меняться схема размещения объектов электроэнергетики.
«Безусловно, развитие безуглеродных и низкоуглеродных источников энергии – важное условие энергетического перехода любой страны, и Россия не является исключением. Вместе с тем в ближайшие десятилетия роль традиционных источников энергии, работающих на ископаемых видах топлива, в России и мире по-прежнему будет существенна. Но это будет энергетика, учитывающая вызовы и задачи по снижению негативного воздействия как на окружающую среду, так и на климат», – заявил Бобылев.
«Мы внимательно и щепетильно подходим к цене вопроса, особенно в том, что касается тарифицируемых секторов экономики», – подчеркнул замминистра. Поэтому все технологи, которые в настоящий момент используются или предлагаются к использованию в этой сфере, Минэнерго оценивает как с точки зрения их «приживаемости» в российской экономике, так и с точки зрения цены для потребителя, в том числе и конкурентоспособности конечной продукции на мировых рынках.
Так, он назвал неприемлемым увеличение отчислений бюджетов субъектов Федерации на компенсацию платы граждан за коммунальные услуги. По словам замминистра, сейчас идет работа по определению ограничений на других направлениях. «На сегодня эти цифры пока что не сверстаны. Ведется оценка – как по отраслевым направлениям, так и с дифференциацией на тарифицированные и нетарифицированные сектора экономики. Естественно, оцениваем и влияние тех или иных мероприятий на ВВП», – объяснил Бобылев.
Ожидается, что эта работа будет в основном закончена в 2022–2023 годах. При этом Петр Бобылев уточнил, что расчетные показатели придется регулярно пересматривать. «Энергопереход – это очень длительный процесс, речь идет о горизонтах 2050–2060-х годов. Сейчас ни Россия, ни другие страны не понимают, сколько будет стоить та или иная технология, скажем, через 10 лет. Мы надеемся, что они будут значительно дешевле – а если не будут? Мы рассчитываем, что снизится стоимость водородной энергетики, электротранспорта, ВИЭ. Но мы не можем сказать, когда и насколько. Поэтому цифры стоимости энергоперехода будут постоянно корректироваться. Но основные, веховые параметры будут зафиксированы», – рассказал Бобылев.
«Перед промышленностью стоит задача обеспечения устойчивого развития с низким выбросом парниковых газов. В первую очередь это касается углеродоемких отраслей, поскольку именно они подпадают под введение трансграничного углеродного регулирования», – подчеркнул замглавы Минпромторга Михаил Иванов.
Система ТУР полноценно заработает с 2026 года. Из отраслей несырьевого неэнергетического экспорта России под регулирование сейчас подпадают производство цемента и удобрений, черная металлургия и алюминиевая промышленность. По подсчетам Минпромторга, только для отраслей химической промышленности потери при текущих ставках платы за углерод (около 53 евро за тонну) могут составить 500 млн евро. В случае, если к 2030 году эти ставки, как ожидается, вырастут до 100 евро за тонну, эти потери могут удвоиться, отметил Иванов.
Ранее «ФедералПресс» писал, что, по оценкам экспертов, только в период 2025–2035 гг. потери России от энергоперехода могут составить 10,4 трлн рублей.
По словам депутата Госдумы, координатора проекта «Локомотивы роста» Дениса Кравченко, в процессе разработки стратегии декарбонизации будет принята во внимание и региональная специфика.
«У нас буквально только что был опубликован ESG-рейтинг российских регионов, где первое место заняла Ленинградская области. Сейчас регионы проводят свою политику, исходя из тех производственных мощностей, которые есть на их территориях, уделяя при этом много внимания повышению инвестиционного потенциала своих территорий с точки зрения соответствия новым стандартам устойчивого развития. На федеральном уровне определяются правила игры, а на региональном уровне губернаторы вправе выстраивать свои стратегии с тем, чтобы повышать позиции субъектов в этом рейтинге», – рассказал депутат «ФедералПресс».
При этом, отметил Кравченко, важно соблюдать баланс и учитывать как количество выбросов, которые производит экономика того или иного региона, так и объем их поглощения природными экосистемами. «В будущем году будет сформирован план устойчивого развития, где будут определены целевые показатели по каждому региону», – добавил он.
В этом году Международный энергетический форум прошел в рамках Года науки и технологий и приурочен к 300-летию российского нефтяного дела и 210-летию газового дела в России. Организаторами выступили Центр поддержки и развития бизнеса «Инициатива» совместно с Союзом нефтегазопромышленников России и Центром международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Коптев