Еще с 90-х в Петербурге существует проблема с парковками, и ни один градоначальник ее решить не мог. Сейчас власти Северной столицы хотят, чтобы водители города отказались от личного транспорта и пересели на общественный. Чтобы разгрузить центр, вводят зону платных парковок, которая будет расширяться с каждым годом. Однако эксперты считают, что стимулировать петербургских автолюбителей пользоваться общественным транспортом надо не только денежным кнутом, но и пряником – создавать перехватывающие парковки, увеличивать количество общественного транспорта в час-пик. В то время в Москве многие проблемы со стоянками решены. «ФедералПресс» разбирался, с какими сложностями сталкиваются автомобилисты двух мегаполисов.
Петербург не может решить вопрос с автостоянками 30 лет
Проблема с машиноместами в Петербурге появилась еще в 90-х годах. С тех пор в городе появилось больше личного транспорта, а мест для его стоянок становится лишь меньше. Центр города, где находятся рабочие офисы, загружен, а вечером автомобилисты не могут найти место для парковки уже в собственных дворах.
Петербуржцы постоянно жалуются на нехватку парковочных мест. «Живу возле Смольного собора, в будний день здесь без вариантов припарковаться днем», – пишет петербуржец в соцсетях.
Сложности возникают и при подъезде к важным транспортным узлам. Например, трудно остановиться рядом с Московским вокзалом в Петербурге. «На Лиговке, напротив Московского вокзала вообще не встать! Не только не припарковаться, но и просто высадить/посадить человека без нарушения ПДД никак не возможно», – отмечает другой пользователь соцсети. По его словам, все занято «мобильными офисами», автобусами и таксистами «в засаде».
Как Смольный предлагает решить проблему с парковками
По словам председателя Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, для парковки в Петербурге физически не хватает мест, так как плотность дорожной сети в городе ниже, чем в Москве. Чтобы разгрузить центр, в правительстве решили создать зону платных парковок. В комитете по транспорту «ФедералПресс» рассказали, что с 1 декабря 2021 года в Петербурге на 71 улице появились платные парковки. В ведомстве отметили, что эта зона будет увеличиваться. До конца 2023 года в нее войдет историческая часть города.
Чтобы петербуржцы пересаживались на общественный транспорт, построено 17 перехватывающих стоянок. Они расположены в Центральном, Петродворцовом, Кировском, Красногвардейском, Московском, Приморском и Кронштадтском районах. Общая емкость их составляет – 1 754 машиноместа. До конца 2021 года будут введены в эксплуатацию еще три автостоянки: у метро «Рыбацкое», «Старая деревня» и ж/д станции «Царское село».
Эксперт предположил, что в первое время люди будут парковаться в центре города на маленьких свободных улочках и тесных дворах, но скоро весь центр Петербурга станет платным. Возможно, историческую часть Северной столицы это разгрузит, но в спальных районах проблема остается.
Почему так трудно найти место для машины во дворе
Председатель Всероссийского общества автомобилистов отметил, что парковочных мест во дворах не хватает, так как в России действуют нормы, которые определяют место парковки там как зону временного хранения транспорта. «То есть подразумевается, что вы приехали с работы, заехали в магазин, забрали ребенка из детсада, а дальше отогнали машину в паркинг или гараж. При строительстве домов с 80-х годов действуют нормы, когда гостевая парковка проектируется площадью меньше, чем постоянная», – рассказал Солдунов.
По его словам, формально владелец транспорта не имеет права хранить машину на гостевой парковке. Наказания, конечно, за это никакого нет, но это важно при вопросе проектирования. «Когда при строительстве дома рассчитывается количество парковочных мест. Считается, что для гостевой парковки машиномест нужно меньше. Но в реальности все оставляют машину длительное время. Необходимо менять нормативы на парковку», – заключил эксперт.
Как отметил Солдунов, современные застройщики, чтобы отчитаться о создании машиномест, идут на «креатив». Так, в Москве и Петербурге они строят дома с паркингами высотой в 4,5 метра, с лифтом,и ставит одну машину над другой. Застройщик проходит по нормативам, но эти парковочные места никто не покупает. «В реальности мы нигде не видели, чтобы кто-то это купил. Это штука нужна только для сдачи объекта», – объяснил Солдунов.
Также в столицах появляются парковочные «карусели» высотой с пятиэтажный дом. Такое решение застройщики предлагают, когда ведут плотную застройку. «Эта штука тоже с учетом наших реалий и погодных условий вряд ли будет работать хорошо. Работать она, скорее всего, не будет. Ее разберут и увезут после того, как дом построится», – рассказал он.
Платные парковки в Петербурге и Москве
В Петербурге платные парковки дешевле, чем в Москве. «Встать у метро «Баррикадная» обойдется водителю в 480 рублей. Там очень активно ведут борьбу с личным транспортом. Петербург в этом плане не совершает резких движений», – отметил автоэксперт Дмитрий Попов. В то время как в Петербурге час стоянки вам обойдется в 100 рублей.
В Москве большая зона платных парковок. Как отметил эксперт Попов, в столице их площадь выходит в «замкадье». «Платные парковки в столицах создаютсялишь с одной целью – снизить автомобильный трафик в центре», – подчеркнул он.
В Москве водители могут заплатить за стоянку наличными, а в Петербурге решили сделать лишь по банковской карте. По словам Солдунова, это можно отнести к недостаткам организации. «За 15 минут, чтобы тебя не оштрафовали, нужно разобраться, как работает паркомат, посмотреть код зоны, ввести его в приложение. В Москве припарковался у паркомата, сунул в него деньги, и он сразу определяет, какая зона», – рассказал Солдунов.
В Москве платные парковки появились в ноябре 2012 г. За семь лет их количество увеличилось в 150 раз — до 81,8 тысячи. В Петербурге этот процесс идет значительно медленнее. По мнению автоэксперта, Северная столица не идет по московскому пути. «Петербург не совершает огромного количества ошибок, связанных с эвакуацией автомобилей, которые допускаются в Москве. Например, там обязательно увезут автомобиль, если он припаркуется за знаком, разрешающим стоянку, а перед этим будет знак ее запрещающий», – отметил Попов.
Также, по его словам, когда в Москве заработала зона платных парковок, то ГИБДД для администрирования нарушений передала личные данные в правительство Москвы, якобы в рамках какого-то эксперимента, тем самым нарушив 152 закон «О персональных данных». «Петербург, в отличие от Москвы, терпеливо ждал, когда будут внесены изменения в законодательство», – отметил эксперт.
Как в 90-е
Пока власти пытаются уменьшить количество транспорта в центре города, на его окраинах за парковочные места возникают целые войны. Например, если у дома по адресу Прибрежная, 4 в Петербурге встать на свободное пространство, то на лобовом стекле машины появится записка о том, что ты занял «чужое» место. Также могут и вовсе проткнуть колеса, об этом «ФедералПресс» рассказала жительница дома Валентина Ванина. Она оставляла машину у парадной, но после двух посланий о «чужом» месте, ей дважды повредили шины.
Напряженная ситуация сложилась и вначале улицы Крыленко в Петербурге. Там построили два жилых комплекса, а местные автовладельцы расположились на газонах и в два ряда вдоль улицы. При этом участок земли площадью три тысячи квадратных метров, на Октябрьской набережной, 44 простаивает, обнесенный забором. Гаражный кооператив «АвтоДом» взял его в аренду за 28 тыс. рублей в год для автостоянки. Однако согласование с профильными комитетами не завершилось, и участок, где раньше люди бесплатно ставили свои автомобили, пустует уже больше года.
Пока власти пытаются решить проблему с парковками в центре города, во дворах она лишь усугубляется. В результате зачастую занят весь крайний правый ряд дороги, что также уменьшает пропускную способность и способствует появлению пробок. Кроме того, в самих дворах из-за парковочных мест возникает множество конфликтов, а бизнесмены пытаются нажиться на проблеме.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина