Top.Mail.Ru
Общество
Республика Башкортостан
0

Как в Москве: как списанный столичный транспорт отправляется в регионы

Транспорт, трамваи
Сколько городов «донашивают» автобусы и трамваи за столицей и действительно ли это помогает

Недавно мэрия Москвы приняла решение помочь столице Башкирии с обновлением подвижного состава общественного транспорта: Уфа получит 50 списанных трамваев и целую партию автобусов. Такая практика проводится не впервые – в последние годы федеральный центр достаточно часто помогает регионам, которые «донашивают» транспортные средства. Корреспонденты «ФедералПресс» изучили вопрос и узнали, в каких объемах автобусы, троллейбусы и трамваи поступают в города Приволжья и Урала.

«Смотрим на Москву как на пример»

На прошедшей Транспортной неделе в Москве глава Башкирии Радий Хабиров встретился с руководителем Департамента транспорта столицы Максимом Ликсутовым. На встрече была достигнута договоренность о передаче Уфе трамваев и автобусов, которые курсировали по маршрутам Москвы.

«Может быть, это не идеальное решение, но мы попросили мэрию Москвы передать нам парк трамваев, которые они меняют. Дело в том, что у них износ всего 50 процентов, тогда как у наших трамваев – 90 процентов. Таким образом, скоро к нам в Уфу придут 50 трамваев. Мы проведем их реновацию. И это будет очень существенная поддержка системы городского транспорта Уфы», – сказал Хабиров по итогам встречи.

По словам мэра Уфы Сергея Грекова, первая партия автобусов поступит в город до конца 2021 года. Они должны прийти на смену «ПАЗам», которые власти республики решили полностью убрать с улиц.

О передаче трамваев из депо Москвы сообщили еще в конце сентября. Тогда в Уфу должны были поставить 50 вагонов – 23 трамвая КТМ 71-623-02 и 27 вагонов «Татра Т3». Город должен заплатить только за их транспортировку из Москвы, которая обойдется примерно в 16 млн рублей.

Передача списанных транспортных средств – не единственная форма сотрудничества между Москвой и Уфой. На той же встрече на Транспортной неделе речь шла о привлечении московского проектного института «МосТрансПроект» для разработки новой транспортной концепции Уфы. Этот институт занимался, в частности, планированием транспортного обслуживания чемпионата мира по футболу в Москве в 2018 году.

«Вообще на Москву мы смотрим как на пример того, как можно грамотно и последовательно создать одну из лучших систем общественного транспорта в стране. Сегодня на встрече мы договорились, что научно-исследовательский институт «МосТрансПроект», который занимается «расшивкой» всех проблем транспорта в столице, подготовит для нас дорожную карту по развитию транспортной системы республики», – сказал Радий Хабиров.

Еще один проект – интеграция транспортных карт Башкирии «Алга» и московской «Тройки». Идея состоит в том, чтобы владельцы этих карт могли свободно использовать их в общественном транспорте обоих регионов.

«Одним из вопросов на этой встрече была интеграция карт «Тройка» и «Алга». Благодаря этому мы сможем путешествовать по карте «Алга» не только в Уфе и Башкортостане, но и в Москве. Приехав в Москву, мы сможем спокойно по этой карте путешествовать в Аэроэкспрессе, метро и общественном транспорте. Опять-таки это будет развивать нашу туристическую инфраструктуру – жители Москвы смогут приезжать в Уфу и Республику Башкортостан и пользоваться картой «Тройка», – сообщил Сергей Греков.

Отметим, что федеральный бизнес участвует в прoектах регионов на постоянной основе, так концессионер реконструкции трамвайного сообщения в Таганроге – компания “Синара”, которая интегрировала свои разработки в маркетинговую стратегию развития города.

В пресс-службе «Синара – Городские Транспортные решения» («Синара – ГТР») корреспонденту «ФедералПресс» ответили, что компания планирует участвовать в программе по модернизации пассажирского общественного транспорта. На данный момент проводится работа по подготовке к концессионным проектам в регионах.

«Компания ведет активную деятельность по подготовке и реализации концессионных проектов в сфере городского электротранспорта в Ростовской и Челябинской областях, Пермском крае, Республике Башкортостан», – сообщил генеральный директор «Синара – ГТР» Евгений Васильев.

Он добавил, что с властями Екатеринбурга по концессии организация на данный момент концессионное соглашение не заключено.

«Сейчас мы не взаимодействуем с администрацией Екатеринбурга по обновлению транспортной инфраструктуры», – заявил топ-менеджер.

В организации готовы участвовать в обновлении пассажирского электротранспорта.

«Если администрация города объявит конкурс на заключение концессионного соглашения по реконструкции и эксплуатации городского электрического транспорта «Синара – ГТР» рассмотрит условия участия в нем», – сообщил Евгений Васильев.

Подержанный экотранспорт для Урала

В 2020 году в Екатеринбург по нацпрoекту «Безопасные качественные дороги» поступило 57 новых автобусов, работающих на газу. В сентябре 2021 года привезли следующую партию – 60 машин. Тем самым, город обновил 70 % автобусного парка города. По заверению администрации Екатеринбурга, сейчас на очереди – трамваи и троллейбусы. Замены требует 70 % троллейбусного и 80 % трамвайного парков.

«Мы будем дальше реализовывать этот прoект. В частности, в следующем году также планируем осуществить закупку троллейбусов», – сообщил глава комитета по транспорту, организации дорожного движения администрации Екатеринбурга Игорь Ощепков.

Уже в октябре 2021 года привезли для обкатки электробус-троллейбус. Машина марки «Горожанин» от Уфимского трамвайно-троллейбусного завода способна работать как от контактной cети, так и без нее, преодолевая до 40 км на автономном ходу. Испытания проводят в зимнее время.

Глава Екатеринбурга Алексей Орлов во время обкатки электротранспорта заявил, что город может претендовать на федеральную поддержку для обновления троллейбусного парка. Кроме того, в уральской столице сегодня разрабатывается прoект наземного метро или городской электрички, которая соединит отдаленные территории с центром и городами-спутниками.

Но надо сказать, что еще первые партии новых автобусов марок «МАЗ» и «НЕФАЗ» и последующие за ними, закупленных муниципалитетом еще для подготовки к ЧМ-2018 по футболу, к сожалению, оказались не совсем удобными для горожан. В комплектации машин либо не предусмотрели кондиционеры, либо они плохо работали. И летом в них было невыносимо жарко. И нередко происходили случаи обмороков у пассажиров, в особенности если общественный транспорт был задействован на крупных мероприятиях в виде шаттлов, например, на том же «Иннопроме».

Кроме того, общественники видят в них и в последующих партиях автобусов и другие недоработки. «Кондиционеры, которыми оборудованы автобусы из последних двух партий, часто не работают, в том числе потому, что пассажиры и персонал в жару открывают окна, а кондиционеры работают только при закрытых окнах», – рассказал «ФедералПресс» участник команды «Городские проекты» в Екатеринбурге Артем Гребнев.

Также автобусы, как первых, так и последних партий, не слишком удобны для пассажиров: в них мало места в задней части салона из-за двигателя, маленькая накопительная площадка в середине, и мало места для пассажиров спереди из-за прозрачной кабины водителя, которому скопление пассажиров закрывает обзор, отмечает эксперт.

«Такие транспортные средства, как видится, закупили из-за недостатка средств на автобусы особо большой вместимости, которые могли бы помочь в решении проблем с давкой в час-пик. Безусловно, большие зеленые автобусы это лучше, чем частные автобусы малой вместимости, в народе именуемые «маршрутками», – прокомментировал Артем Гребнев.

Развивается в Екатеринбурга и другая транспортная инфраструктура. Приоритет – трамвайному сообщению не только между районами, но и городами-спутниками. Пример – Верхняя Пышма. Масштабный проект по запуску ветки к ближайшему соседу должны завершить в 2022 году. Планировалось, что первые испытания на линии Екатеринбург – Верхняя Пышма начнутся осенью, но этого пока не произошло. Трамваи собираются закупать у «Уралтрансмаша» и «Трансмашхолдинга».

Другой мегапроект, на который председатель правительства РФ Михаил Мишустин помог выделить 1 млрд рублей – трамвайная линия в Академический район. Местные жители давно ждут долгожданную ветку, которая бы позволила серьезно разгрузить пассажирский поток в часы-пик. И только сейчас начались строительные работы по реализации транспортного проекта. Будет курсировать трамвай и в Новокольцовский район Екатеринбурга. Сейчас эта площадка активно застраивается под Всемирные летние студенческие игры в 2023 году.

Городские власти признают: обновление транспортной инфраструктуры и подвижного состава невозможно без консолидированного бюджета разных уровней и частных инвестиций.

«Что касается большой городской концессии, мы сегодня рассматриваем город, плюс рассматриваем трамвайную ветку в Академический и рассматриваем, конечно же, трамвайное сообщение с микрорайоном Солнечный», – озвучивал в начале осени мэр столицы Урала Алексей Орлов.

К вопросу развития и реформы транспортной системы в Екатеринбурге присматривается «Синара – городские транспортные решения». К слову, подобная реализация прoекта стартовала уже в соседнем Челябинске, где брошены силы на создание и эксплуатацию троллейбусной инфраструктуры. В октябре этого года было подписано соответствующее соглашение с региональными властями.

Срок действия соглашения будет исчисляться 15 годами, а его реализация действует до 2023 года. В частности, в Челябинске обновится подвижной состав (закупят 168 троллейбусов, из них 98 – с системой увеличенного автономного хода) и построят 4,5 км новых линий контактной cети, а также модернизируют два депо и реконструируют энергохозяйство. Всего в прoект вложат 11,5 млрд рублей.

Кроме того, в регион по предварительным договоренностям с правительством Москвы передается 50 автобусов, которые выходят из автопарка «Мосгортранса». Технику передадут в муниципалитеты: Челябинск – 17 единиц, Миасс – 27, Куса – 2, Южноуральск – 2, Троицк – 2.

К слову, в 2021 году Южный Урал уже получил 10 троллейбусов также от «Мосгортранса», которые были направлены в Миасс.

В скором времени московский общественный транспорт выйдет на линию.

«За счет механизма инфраструктурных кредитов, а также благодаря заключенной концессии Челябинск увидит один из результатов транспортной реформы уже через два года», – отметил министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев.

«Социальные электрокары» – Нижнему Новгороду

Активная передача трамваев и троллейбусов в Столицу приволжья началась в 2018 году. Потребность в обновлении была очевидна: город активно готовился сначала к Чемпионату мира по футболу, а потом и к своему 800-летию.

В год проведения мундиаля Нижний Новгород получил 11 подержанных трамваев, которые были на ходу, но все же нуждались в ремонте.

Весной прошлого года столица распорядилась передать Нижнему Новгороду 10 трамвайных вагонов марки КТМ и 30 троллейбусов марок БКМ-321, ВМЗ-5298-01 и Тролза-5265

В октябре этого года стало известно, что поток московских трамваев до сих пор не иссякает: в начале 2022 года Москва отправит в Нижний Новгород 35 трамвайных вагонов 1984–1987 годов выпуска. О передаче договорился «Нижегородэлектротранс» по итогам рабочей поездки в столицу, а позже решение было поддержано и нижегородскими депутатами.

«Брать надо то, что дают. Износ нашего трамвайного парка приближается к 90 %. Те вагоны, которые будет невозможно выпустить на линию, используют как запчасти», – заявил по итогам заседания председатель постоянной комиссии городской думы по имуществу и земельным отношениям Кирилл Лазорин.

Поставка обошлась городу достаточно дешево: мэрия оплатила только перевозку вагонов, что обошлось менее, чем в 3,5 млн рублей.

Нужно отметить, что обновляется подвижной состав трамваев в Нижнем Новгороде далеко не только за счет московских подарков. Так, перед 800-летием столица Приволжья закупила 11 суперсовременных трамваев в ретро-стиле почти за миллиард рублей, за что власти города подверглись критике общественников.

«Сами говорят, с одной стороны, что парк изношен на 80 %, а другой рукой закупают 11 ретротрамваев за 85 миллионов за штуку. В то время как нормальные города вроде Челябинска покупают за те же деньги 30 современных трамваев, обновляя парк. Одновременно с нами они закупили новые трамваи, каждый им обошелся в 30 миллионов», – возмущался общественный деятель Алексей Садомовский, занимавший должность главы движения «Городские проекты в Нижнем Новгороде».

Однако на деле город потратил на них гораздо меньшую сумму: на оплату лизинга Москва направила в Нижний Новгорода 728,2 миллиона рублей федеральной господдержки, практически полностью покрыв их стоимость. Губернатор Глеб Никитин назвал это «точкой» во вливаниях к подготовке празднования юбилея города.

«Хотел обратить внимание на поправку про многострадальные трамваи, которую мы сегодня принимаем для получения федеральной поддержки на приобретение их в полном объеме. Сейчас это решение состоялось, и это, можно сказать, точка в той федеральной поддержке, которую нам правительство оказало для подготовки к празднованию 800-летия. Это беспрецедентный шаг по обновлению электротранспорта», – подчеркнул Глеб Никитин.

В отношении развития транспорта одними только трамвайными дарами отношения Москвы и Нижнего не исчерпываются. Так, недавно московская карта «Тройка» стала единым платежным средством для проезда как в столичном, так и нижегородском метро.

Деньги на транспорт – не всем

Однако, как только речь заходит о крупных и дорогостоящих прoектах с необходимостью финансирования из федерального бюджета, договориться некоторым регионам становится уже не так просто.

Например, в Уфе давно вынашивают планы создания железнодорожного кольца вокруг города с сообщением центра с аэропортом. Для реализации проекта только в инфраструктуру нужно вложить 18,66 млрд рублей. Из них РЖД готовы взять на себя 3,82 млрд рублей. Остальные средства планировалось привлечь из федерального бюджета, но недавно планы Москвы поменялись.

Правительство РФ пересмотрело механизм финансирования прoекта Уфимского железнодорожного кольца, предложив выделить деньги из Фонда национального благосостояния на возвратной основе. Республика может получить заем на 25 лет по ставке 2,98 %. Такой вариант руководство региона не устроил.

«Пока мы не можем решить вопрос с финансированием прoекта. Хотя есть и технико-экономическое обоснование, и понимание того, как это делать, и рабочие руки. Вчера мы договорились, что берем две недели на обсуждение и потом выходим с окончательной согласованной позицией в правительство России по виду финансирования. Есть возможность получить средства из Фонда национального благосостояния, но это возвратные деньги. Нам потом придется их возвращать с процентами. Поэтому мы пока воздерживаемся от такого решения», – прокомментировал Радий Хабиров.

А ведь есть еще более амбициозные планы по развитию транспорта в Башкирии, которые без финансовой поддержки федерального центра никак не осуществить. Это, например, перспективный прoект строительства железнодорожной ветки Сибай – Подольск – Сара в башкирском Зауралье и Оренбургской области длиной 170 километров. Стоимость строительства новой железной дороги оценивается в 45,8 млрд рублей. Только на начальном этапе потребуется 26,4 млрд рублей инвестиций.

С другой стороны эксперты не исключают, что Уфа может получить весомые федеральные суммы в преддверии 450-летия города, как это произошло с Нижним Новгородом.

Фото:Aleksandr Schemlyaev / Russian Look / globallookpress.com,Dmitry Golubovich / Russian Look / globallookpress.com,Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com,Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com,Aleksandr Schemlyaev / Russian Look / globallookpress.com, пресс-служба ПАО «Уралтрансмаш».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.