Пермь давно уже отказалась от притязаний на статус культурной столицы Европы. Однако дело «красных человечков» живет – по крайней мере, в визуальном оформлении. При губернаторе Решетникове в красно-белый фасон «нарядили» общественный транспорт: уже несколько лет по краевой столице колесят автобусы и трамваи с символикой фестиваля «Пермский период. Новое время». А со следующего года единую цветовую гамму собираются распространить на такси. Власти Прикамья уже внесли в региональный парламент соответствующий законопроект. Однако представители бизнеса и эксперты настороженно относятся к стилевой унификации такси в крае. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Бонусы за стиль
Законопроект предполагает введение новых правил унификации таксопарка в Прикамье. Если его одобрят краевые парламентарии, то с осени 2022 года все легально работающие такси в регионе должны быть окрашены в белый цвет. А всю боковую поверхность автомобилей потребуется оклеить красно-белыми «шашечками». Допустимая ширина такой наклейки составляет 15–25 см. Эта полоса должна проходить по всей длине машины на расстоянии не ниже 10 см от дверных окон. По новым правилам, логотип перевозчика следует размещать на передней двери и заднем стекле.
Полностью требования к внешнему виду такси, которые планируется ввести в Пермском крае, выглядят так:
В краевом минтрансе уверяют, что на сегодня подавляющее большинство легальных перевозчиков в Прикамье использует машины белого цвета. На их долю приходится 97 % автомобилей.
«Новые автомобили с кузовами белого цвета стоят дешевле. Возможные расходы для бизнеса по нанесению красно-белой полосы на одну машину составят 3 тыс. рублей. При этом минимальный ежемесячный доход с автомобиля такси равен 60 тыс. рублей», – отмечают в минтрансе Прикамья.
В ведомстве полагают, что благодаря введению единой цветовой гаммы пассажиры смогут определить легальное такси (и тем самым якобы отличить его от «серых» перевозчиков).
«Садясь в такой автомобиль, пассажир будет знать, что у перевозчика есть разрешение на перевозки, автомобиль прошел техосмотр, а водитель – проверку у врача. Безопасность пассажиров – главная задача», – добавляют в минтрансе.
Приводится и такой аргумент для введения бело-красного оформления для такси. По мнению авторов законопроекта, оно впишется в существующий дизайн-код Перми и свяжет весь общественный транспорт одной цветовой символикой: «В преддверии юбилея краевой столицы, когда регион примет огромный поток туристов, такое цветовое решение будет актуальным». Отметим, что в красно-белую цветовую гамму (с символикой 300-летия Перми) теперь в Прикамье будут оклеивать и межмуниципальные автобусные маршруты.
Для перевозчиков, которые выполнят новые требования, предусмотрели бонусы. Им разрешат свободно въезжать в зону посадки (высадки) пассажиров на территории перед железнодорожным вокзалом. Также они смогут бесплатно пользоваться парковкой в центре Перми и ездить по полосам движения, выделенным для общественного транспорта.
В минтрансе рассчитывают, что единый цвет позволит выделить легальный рынок таксомоторных услуг. По данным ведомства, сегодня годовой доход всех операторов такси в Прикамье оценивается примерно в 6 млрд рублей. Но выплаты в бюджет поступают только с 30 % перевозчиков. Остальная доля – нелегалы.
Вам цвет или ехать?
Изменения в региональный закон «О такси» краевые депутаты рассмотрят уже в начале 2022 года.
«Прикамье – не единственный регион, который вводит единый цвет такси. Аналогичные законопроекты действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Амурской, Московской, Ростовской, Тверской и Тульской областях», – сообщили в минтрансе края.
Право вводить в регионе цветовые решения для такси закреплено в статье 9 ФЗ-69 от 21 апреля 2011 года. Если прикамское заксобрание одобрит предлагаемые поправки, то новые правила начнут действовать с сентября 2022 года. Предусмотрен переходный период: все выданные ранее разрешения продолжат действовать до окончания срока на первоначальных условиях.
«Если предприниматель или компания получили разрешение на пять лет до принятия этого закона, никто не будет заставлять их менять таксопарк или перекрашивать машины. Они должны переходить на новые правила постепенно, чтобы к концу действия лицензии спокойно получить новую и обслуживать граждан уже на оклеенных автомобилях», – заявил губернатор Дмитрий Махонин, который и выступает инициатором поправок в региональный закон «О такси».
Сообщество перевозчиков уже отреагировало на предлагаемое введение бело-красного дизайна для пермских такси. Звучат негативные отзывы. Так, свое несогласие выразила АНО «Общественный совет по развитию такси». Председатель совета Ирина Зарипова отправила в адрес Дмитрия Махонина письмо, в котором привела аргументы против цветовой унификации такси в Прикамье. В частности, в совете считают, что бизнес понесет значительные расходы на оклейку существующих машин либо покупку новых автомобилей.
«Цвет такси не влияет на повышение уровня безопасности перевозок, что неоднократно подтверждалось со стороны ГИБДД РФ», – отметила в письме Ирина Зарипова.
По мнению совета, новые требования к цвету машин станут серьезным административным и финансовым барьером для ведения легального бизнеса перевозчиками. И это может привести к росту «серого рынка таксомоторных услуг в крае: «перевозчикам будет выгоднее работать нелегально по сравнению с расходами на покупку машин нужного цвета».
«Если в регионе устанавливают правила к дизайну шашечного пояса такси с целью его гармонизации с общественным транспортом, тогда целесообразно разработать программу по субсидированию расходов бизнеса на выполнение этих требований», – говорится в письме.
В компании «Ситимобил» заявили «ФедералПресс», что пассажиры не готовы переплачивать за то, что никак не влияет на безопасность поездки.
«Она зависит от технического состояния автомобиля, соблюдения ПДД, дорожной инфраструктуры, контроля государства. Практика показывает, что пассажиры при поиске машины такси ориентируются в первую очередь не на ее цвет, а на государственный регистрационный знак», – отметили в «Ситимобил».
В компании подчеркнули, что статья 9 ФЗ-69 четко фиксирует необходимую атрибутику такси, которая позволяет выделить его из потока машин.
«Это оранжевый фонарь на крыше, цветографическая схема на кузове: «шашечки». При их наличии легко идентифицируется такси», – пояснили в компании.
По их подсчетам, затраты занятых в сфере такси организаций и ИП на переход к единому цвету могут составить от 12 до 17 тыс. рублей на одну машину.
«Эти требования могут стать серьезным препятствием в развитии бизнеса и повлияют на стоимость такси. Перевозчику придется поднимать свои комиссии, чтобы возместить затраты на оклейку таксопарка. При введении единого цвета такси в разы сокращается число легальных перевозчиков», – рассказали в компании «Ситимобил».
Чем хороша бело-красная гамма?
Пермский дизайнер Дмитрий Кучев полагает, что в целом «идея выкрасить такси в единый цвет – хорошая».
«Любая унификация в дизайне спецтехники, в том числе общественного транспорта и такси, улучшает идентификацию транспорта в потоке. Есть два главных требования к окраске: сигнальность (заметность) и опознаваемость объекта. Наибольшей дальностью видимости на типовых природных и городских фонах обладают красный, оранжевый, желтый и белый цвета. Человеческое зрение наиболее чувствительно по отношению к цветам желто-зеленой части спектра. Агрегаторы такси уже приучили нас: выходишь из подъезда и рефлекторно ищешь автомобили определенного цвета (желтого) с характерным рисунком. В этом плане белый и красный цвета – хороший выбор для транспорта», – отмечает Дмитрий Кучев.
Но он видит и минусы в тотальном введении красно-белой гаммы на городском транспорте.
«Хочется верить, что подобные решения подкреплены какими-то исследованиями, выбор красного и белого цветов чем-то обоснован. И есть понимание, что не возникнет лишних ассоциаций с пожарной или медицинской спецтехникой. Даже на первый взгляд красные автобусы издалека можно спутать с пожарной техникой», – говорит Дмитрий Кучев.
Дизайнер добавляет, что, несмотря на наличие фирменных цветов, у пермского транспорта нет внятного бренда.
Фото: Городской транспорт в Перми уже несколько лет ездит в красно-белом оформлении: с «паутинкой», медведем и анонсом фестиваля «Пермский период. Новое время»
По словам арт-директора школы дизайна «Точка» Никиты Семенова, брендирование городских объектов – это хорошо.
«Но у нас в городе этот процесс достаточно сомнительно устроен. Не вижу внятного бренда, чтобы его использовать. Ни концептуально, ни визуально. Во время «культурной революции» он был. Сейчас – кто во что горазд», – считает Никита Семенов.
Ему кажется странным то, что власти пытаются урегулировать цвет такси.
«На мой взгляд, они это делать не должны, да и не умеют. Оформление автомобилей – это конкурентное преимущество, которое забирают у бизнеса, хотя он им и не злоупотреблял», – добавляет эксперт.
Градозащитник Денис Галицкий относится к внедрению единого стиля для такси крайне отрицательно. В этом он усматривает желание ограничить конкуренцию.
«Единый цвет для такси придумали, чтобы ловить их поднятием руки на обочине. Все мы видим это в фильмах о Нью-Йорке. Кто сейчас так ловит такси в Перми?! Нет никакой нужды отличать такси в потоке, все вызывают их через приложение. Я вообще против единого стиля. Намного удобнее, когда автобусы разных маршрутов видно издали по окраске кузова, а не только по номеру», – объясняет Денис Галицкий.
Он уверен, что если введут новые требования к окраске машин, то таксистов станет намного меньше и цены взлетят.
«Вот уж действительно выбор между «шашечками» и ехать за доступную цену. Полагаю, что возможны протесты, если введут единый стиль такси и конкуренция на рынке серьезно уменьшится, а цены взлетят», – прогнозирует эксперт.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / Globallookpress.com, ФедералПресс / Александр Переверзев; инфографика: министерство транспорта Пермского края, ФедералПресс / Елена Майорова