Ханты-Мансийский автономный округ в 2021 году попал в федеральную повестку как новый амбассадор «оранжевой» экономики. Регион стал пионером в России в формировании нормативно-правовой базы для развития креативных индустрий и вышел на международные площадки. Эксперты отмечают, что потенциал у региона огромный, потому что он богат талантливыми людьми, и даже предложили провести «культурный трубопровод с Севера миру». Какое место в экономике региона занимают креативные индустрии и как власти будут развивать отрасль в ближайшие годы – в материале «ФедералПресс».
Карта креативных индустрий: «Потенциал есть»
Югра уверенно закрепляется на карте креативных индустрий страны. Округ попал в пятерку номинантов на звание «Креативный регион» престижной премииRussianCreativeAwards. Отметим, что на конкурс подали более трех тысяч заявок из 72 регионов. Конкурентами Югры стали Москва, Нижний Новгород, Ульяновская область и Саха.
Еще одним знаковым событием года стало участие Югры в деловой сессии «Креативная экономика – от стартапов до создания новых индустрий» на всемирной выставке «ЭКСПО –2020» в Дубае (ОАЭ).Губернатор региона Наталья Комарова представила на суд международных экспертов опыт и приоритеты развития «оранжевой» экономики в округе. «Потенциал в этом отношении сформировался тогда, когда мир определился с тем, чтобы креатив, интеллектуальный запас человека выводить в индустрию. Мы посчитали, что это наша дорога», – прокомментировала глава региона.
На сегодняшний день доля креативных индустрий в валовом региональном продукте Югры составляет 0,6 %. В денежном эквиваленте это составляет 40 млрд рублей. «Есть мнение, что этот показатель мы давно обошли. Мы брали данные общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), список предпринимателей, работающих в сфере креативных индустрий, количество занятых у них и посчитали их обороты. И мы поняли, что это очень малая доля того, что есть на самом деле, потому что в ОКВЭД креативных предпринимателей может просто не быть, во-вторых, предприниматель может реализовывать креативный продукт и не считать себя креативным предпринимателем», – пояснил гендиректор фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес» Роман Колупаев.
При этом Атлас креативных индустрий АСИ показал, что в регионе больше таких предпринимателей – порядка 4 %. Для получения точных сведений сейчас в округеидет исследование рынка. Как отметил Колупаев, никто в России этого еще не делал. «Мы оцениваем не только историю цифровых следов, но и поисковые запросы, таргетированную рекламу. Исходя из исследования видим, что потенциал есть», – добавил Колупаев.
По последним данным в региональном реестре зарегистрировано 94 креативных бизнесов, из которых 43 работают в Сургуте, 18 –в Нижневартовске, 13 – в Ханты-Мансийске, 11 – в Нягани. Популярные направления – медиа, IT, дизайн, реклама, индустрия моды, народные и художественные промыслы, декоративное искусство, туризм, образовательные проекты.
Самый успешный сектор креативных индустрий в экономики в Югре – IT. По данным Агентства стратегических инициатив, выручка креативного бизнеса в регионе в прошлом году достигла 540 млн долларов США, что составляет 0,6% от суммарной выручки всех компаний региона. И только на сферу IT приходилось 36,5 млн долларов США. И власти делают ставку именно на нее. «Мы ставим локомотивом именно эту отрасль, но при этом сопровождаем и ценим каждое из направлений. Отвечая на вопрос о потенциале Югры, можно с уверенностью сказать, что он высокий», – отметила губернатор округа Наталья Комарова.
Кроме того, в муниципалитетах формируется сеть креативных кластеров. Один из успешных проектов – первый в Югре креативный кластер «Спортзавод» (Сургут), который стал финалистом конкурса по созданию креативных пространств Rurban Creative Lab.«Уникальность нашего проекта в том, что мы создаем экосистему вокруг аудитории, увлекающейся экстремальными видами спорта, представителей уличных субкультур. Мы создали ребятам крытый скейтпарк, где они будут заниматься и прогрессировать. Также мы наполняем пространство необходимыми сервисами – магазинами спортивной одежды, инвентаря и спортивного питания», – пояснил один из авторов проекта и бизнесмен Вячеслав Иванов.
«Спортзавод» находится в здании бывшей автобазы в Сургуте площадью 2,6 тысячи квадратных метров. Уличная территория кластера составляет 3,8 тысячи квадратов. Благодаря этому проекту команда Югры вошла в топ-10 региональных команд России по созданию креативных кластеров.
В Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Нягани созданы арт-резиденции, где проходят обучающие программы, культурно-досуговые мероприятия, тематические дискуссии, обсуждение творческих проектов и их продвижения. Так, концепцией арт-резиденции в столице Югры стала разработка северных брендов и реализация туристического проекта «Ханты-Мансийск – новогодняя столица Сибири».
В Сургуте, Советском районе, Нижневартовске и Радужном открылись коворкинг-центры для общения творческих югорчан, обмена идеями, опытом, поиска инвестора и партнера для совместных проектов. Такие же площадки скоро появятся в Белоярском и Ханты-Мансийском районах.
«Это пилотные площадки, куда можно прийти творческому человеку и попытаться реализовать свой потенциал. Наша задача – это все объединить, систематизировать и представить на внешнюю сторону, чтобы она была востребована на внешней стороне, чтобы создавались коллаборационные цепочки, потому что именно сейчас в совместной реализации продукта наибольшая актуализация», – пояснил Роман Колупаев.
Представители креативных индустрий участвуют в развитии городской среды и общественного пространства. Покачи реализует интересный проект «Праздничный Арбат», который стал катализатором появления в городе новых уличных объектов: летней библиотеки и летнего кинотеатра. Проект «Теплый Берег» по благоустройству озера и созданию пространства для отдыха горожан, который был реализован в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». В Нижневартовске совместно с арт-кластером уже реализованы такие проекты уличного стрит-арта как «ЯрчеГород» и фестиваль «Мосты». Проект «Теплый город», который Минстроем России признан лучшей практикой добровольческих и молодежных организаций в сфере развития территорий.
Культурный трубопровод
Югорские власти выделили в отдельное направление креативных индустрий проекты по сохранению культурных ценностей, исторического наследия и традиций коренных народов Севера.
Так, в Березовском районе запущен проект по созданию туристической деревни на базе Усть-МаньЯ, а также туристическо-этнографический комплекс «Сорни-Сэй», где можно познакомиться с бытом и укладом жизни ханты и манси. Здесь же создан креативный этнокластер «КазымскаяКУЛЬТбаза», где воссозданы места проживания ханты и манси, действуют мастерские традиционных ремесел, создают фильмы и книги на языке ханты, организованы туристические маршруты.
В Горноправдинске создан ремесленнический центр «Ас-Аланг», где проводят мастер-классы по изготовлению изделий из глины, бисера, меха, сувенирной продукции, изделий под брендом «Сделано в Югре». В Нижневартовске запущен проект по созданию «Экоэтнопарка», который включает в себя веревочный парк, зону для семейного отдыха, пляж, экотропу и этнодеревню. Подобных турпроектов в регионе много.
«Надо сказать, все что происходит в Югре в креативных индустриях – очень контентно, очень много в этом содержания. Поскольку на этой земле представлены коренные народы Севера, народы с глубочайшими корнями и с разнообразной, но взаимосвязанной культурой, то вам и карты в руки. У Югры очень много возможностей развивать креативные индустрии, можно сказать, есть культурный трубопровод с Севера миру», – отметила Елена Маринина, замдиректора фонда «Росконгресс» и председатель рабочей группы АСИ по развитию экосистемы креативного предпринимательства и сервисной экономики в России.
Будущее креативных индустрий в Югре
В ближайшие три года власти будут нацелены на создание экосистемы поддержки и сопровождения креативных предпринимателей, отметили в правительстве Югры. Речь идет о грантовой, финансовой, имущественной, информационной и консультационной помощи креативному бизнесу.
Вторая задача, которую перед собой поставили власти, – развить инфраструктуру, сети креативных кластеров и арт-резиденций. Отметим, что последние станут ключевыми звеньями экосистемы. Кроме того, губернатор выступила с инициативой создания свободной экономической зоны в РФ с локацией в Югре. «Минэкономразвития России поддерживает нас в создании свободной экономической зоны для субъектов креативных индустрий», – отметила Наталья Комарова.
Председатель «Ассоциация креативного класса Югры» Сергей Зверьков считает, что крайне важно сейчас в округе усиливать несырьевые секторы экономики. «Мы регион сырьевой и 27 % страны кормим, поэтому мы вполне заслуживаем уникальные преференции, тем более для несырьевого сектора. Мы искреннее верим, что сможем в ближайшее время создать то, чего нет в стране, создать в сырьевом регионе уникальную экономическую зону. Как 50-30 лет назад к нам будут приезжать новые вахтовики, креативный класс, которые будут создавать здесь новые продукты, стартапы и сревисы с возможным экспортом на весь мир», – подчеркнул он.
Также в округе идет работа по созданию региональной концепции развития креативных индустрий, которая будет сопряжена с федеральной до 2030 года. В планах нарастить долю отрасли в экономике России с 2,2 % до 6 % и долю рабочих мест в отрасли с 4,6 % до 15 %.
При этом развитие креативных индустрий в долгосрочной перспективе отдельно отмечено и в стратегии социально-экономического развития Югры до 2050 года. Креативный вариант предусматривает глубокую экономическую диверсификацию через развитие творческих индустрий, науки, инноваций, системы образования и туризма.
По мнению губернатора Югры Натальи Комаровой, развитие креативных индустрий должно положительно повлиять на рост экономических и макроэкономических показателей. «Одновременно мы нацелены на раскрытие личного потенциала югорчан. И основной задачей руководителей муниципальных образований становится создание инфраструктуры, точек притяжения для генерации идей. Это арт-резиденции, коворкинги, креативные кластеры, формирование системы поддержки субъектов креативных индустрий», –подчеркнула глава региона.
Креативный бизнес может стать новой нефтью, несмотря на специфику региона – преобладание ТЭК, доля предпринимателей составляет только 14 %. Нефтегазовый комплекс тоже движется к креативным индустриям. «Нефтегазовый сервис использует современные и передовые технологии, которые считаются креативными. Топы наших вертикально-интегрированных компаний используют активно технологию цифровых двойников в добыче нефти, что позволяет сэкономить на входе, понимая как будет скважина и какие будут использоваться инструменты. Без цифры это не возможно сделать, а ее генерируют программисты. Промышленный дизайн тоже занимает большую долю, к которой мы скоро придем. Многие называют креатив новым золотом и новой нефтью и небезосновательно, мы видим корейский опыт, где создают целые секторы экономики», – отметил Роман Колупаев.
Мэр Нижневартовска Дмитрий Кощенко, где также активно развивается креативные индустрии отметил, что сейчас власти всех уровней совершенно четко понимают – креативные индустрии становятся движущей силой экономики. «Сектор напрямую влияет на качество жизни людей, дает возможность заниматься творчеством, реализовывать себя и, таким образом, зарабатывать. Весь мировой опыт доказывает – необходимы инвестиции в человека, капитал сегодня зарабатывается идеями. Югра, как пионер во многих направлениях, и в этой сфере стала первой, приняв окружной «Закон о креативных индустриях», – пояснил он.
Напомним, что Югра стала первым регионом в России, который создал нормативно-правовую базу для креативных индустрий, в федеральном законодательстве даже не было такого понятия. Окружной парламент принял закон о креативных индустриях летом 2020 года. Он регулирует вопросы, связанные с развитием и поддержкой субъектов креативных индустрий в целях использования и создания объектов интеллектуальной собственности. Цели закона – обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики, развитие предпринимательского, культурного и туристского потенциала региона, сохранение в округе идентичности национальных и культурных ценностей, создание условий для творческой самореализации югорчан, обеспечение инновационного развития культуры и образования.
«Способны на большее»
В Югре 2021 год был наполнен мероприятиями и событиями в сфере креативных индустрий, отрасль начала получать поддержку и финансирование. «Поэтому итоги 21-го года будут показательными, мы будем от них отталкиваться», – сказал Роман Колупаев. В частности, в ноябре в регионе прошло очень важное и масштабное мероприятие – первый Международный фестиваль креативных индустрий Сreametria. Двадцать дней региональные, российские и международные эксперты обменивались опытом, сотрудничали и реализовывали свои проекты. Ключевые площадки – слет креативных предпринимателей, форумы по территориальному брендингу, маркетингу и туризму и др.
«Это был итоговый смотр того, что мы сделали. Много предпринимателей почерпнули для себя массу полезной информации. Думаю, мы оставили пищу для их ума, будет от чего отталкиваться. В целом вопросы, которые рассматривались на фестивале касаются не только предпринимателей, но и всех нас, потому что конченый потребитель креативных индустрий – гражданское общество», – рассказал Колупаев.
Гости фестиваля высоко оценили развитие креативных индустрий в округе. «У Югры большое будущие в этом направлении, – отметила гость фестиваля, директор АНО «Агентство городского развития» в Череповце Оксана Андреева. – Мы приехали сюда учиться, посмотреть, как здесь развиваются креативные индустрии. То, что мы увидели в плане информационной поддержки и как здесь сохраняют традиции и быт, то поняли – все это говорит о том, что люди хотят здесь жить, они не хотят уезжать со своих территорий. Нам очень часто в пример приводят Казань и Екатеринбург, мне кажется, что в Ханты-Мансийске живут люди, которые способны на большее».