В Югре в середине ноября стартовал первый Международный фестиваль креативных индустрий Сreametria, который проходит одновременно на четырех площадках – в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте и Нягани. На 20 дней фестиваль стал местом для сотрудничества, обмена опытом и реализации проектов. Эксперты уже прочат югорской «оранжевой экономике» выход на международные рынки. В чем регион стал первопроходцем и какие меры поддержки предлагают власти для развития отрасли – в материале «ФедералПресс».
Креативные индустрии – это современный тренд
Начинкой фестиваля Сreametria стали акселерационные программы, стратегические сессии, образовательные и конкурсные проекты, арт-мастерские. Всего за 20 дней пройдет более 30 мероприятий, в работе которых примут участие международные, федеральные и региональные эксперты, креативные бизнесмены и представители власти. Завершится фестиваль 2 декабря.
«Проект реализуется в партнерстве с международными организациями, правительством РФ и Югры в сфере культуры, искусства, креативного предпринимательства и урбанистики. Фестиваль проходит под эгидами комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Северного форума и председательства РФ в Арктическом совете в 2021–2023 годах», – сообщила губернатор Югры Наталья Комарова.
Как отметил руководитель Ассоциации креативного класса Югры Сергей Зверьков, в фестивале принимают участие свыше восьми департаментов, потому что креативная экономика – это симбиоз ряда ведомств: депэкономики, депкультуры, цифрового развития, общественных связей и др. «Через межотраслевое взаимодействие и подход создается уникальное 16-дневное событие. Интересный микс органов окружной власти и представителей муниципалитетов, крупного бизнеса, лидеров городских сообществ и креативных индустрий», – отметил Зверьков.
Спикеры фестиваля не раз подчеркивали, что Генеральной Ассамблеей ООН 2021 год объявлен Международным годом креативной экономики. Как считает директор департамента экономразвития Югры Роман Генкель, мировая практика показывает, что креативные индустрии – это современный тренд и один из самых динамично развивающихся секторов экономики с огромным потенциалом. «Развивая креативные индустрии, мы создаем новые рабочие места, улучшаем туристическую привлекательность, присутствие на государственных и международных рынках, инвестирование в человеческий капитал, в молодежь, в будущее», – добавил он.
Генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес» Роман Колупаев отметил высокий экспортный потенциал «оранжевой экономики». «Это новая ниша с возможностью выхода на экспорт. Ты используешь инструменты, которые автоматически выводят тебя на всемирный рынок. И сейчас это происходит на наших глазах, мы видим, как многие предприниматели успешно выходят рынки Европы и Азии», – подчеркнул Колупаев.
Первые в России
На XIV генассамблее Северного форума в рамках фестиваля прошло заседание рабочей группы по развитию креативных индустрий. Цель ее – создание условий для появления новых идей и получения знаний, развития этого сектора экономики в северных регионах. Отметим, инициатором создания группы стал югорский сенатор Эдуард Исаков.
В рамках форума сенатор сообщил, что в сентябре правительство России утвердило концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. «Определена серьезная амбициозная задача, чтобы эта отрасль от всего ВВП была не менее 6 %, сейчас она составляет около 3 %, в развитых странах – более 10 %», – отметил Исаков.
Однако Югра задолго до федерального центра пошла по этому пути, подчеркнул сенатор. ХМАО стал первым субъектом в РФ, который принял региональный закон о креативных индустриях. Он вступил в силу в текущем году. Документ обеспечивает нормативные правовые, ресурсные условия для развития креативных индустрий – это 13 отраслей. Одна из задач закона – обеспечить диверсификацию экономики Югры в условиях сырьевой зависимости, увеличить вклад отрасли в экономику региона. Очевидно, что власти делают большую ставку на креативные индустрии, как на новую нефть региона.
«Югра самая первая в стране, понимая важность этого направления, разработала и приняла закон о развитии креативных индустрий. Сейчас она поступательно и целенаправленно проводит мероприятия по развитию человеческого потенциала, по поддержке творческих людей и идей, которые в будущем будут положительно сказываться на социально-экономическом развитии региона», – делает вывод сенатор Исаков.
Законодательная инициатива принадлежит именно бизнесу, отметил руководитель Ассоциации креативного класса Югры Сергей Зверьков. В округе создано целое сообщество единомышленников – предпринимателей «оранжевой экономики». «Мы в плотной коллаборации взаимодействуем с правительством округа. Очень приятно, что власти нас ценят и поддерживают. Одна из наших инициатив была поддержана в прошлом году – это создание первого в стране законопроекта о креативных индустриях», – отметил Зверьков.
Сети арт-резиденций
В Югре создается сеть арт-резиденций. Они работают с начала года в Сургуте, Нижневартовске, в Ханты-Мансийске и Нягани – только запускаются. Направления разные: в Сургуте – культура, в Нижневартовске – молодежная политика. «В настоящий момент наши резиденции вошли в федеральную сеть арт-резиденций «Таврида», и мы осуществляем достаточно масштабную деятельность в рамках данной программы. Мы работаем в плотном сотрудничестве. Будем формировать общую сетку и план мероприятий, обмена резидентами, талантами и продуктами, чтобы ребята выходили за пределы своих муниципальных образований», – рассказал руководитель арт-резиденции «Квартира» в Сургуте Ольга Сидорова.
Как отметила спикер, в первую очередь резиденции оказывают консультационную помощь при написании проектов на грант. Сейчас существует большое количество грантовых площадок, где могут не только арт-резиденты привлечь средства для реализации своих проектов, но и ИП, и ООО. «Предоставляем свои площадки для проведения мастер-классов и лекций, образовательных мероприятий по развитию в юридическом, экономическом направлении и работе в инфополе. Работа будет масштабной. Один из основных видов деятельности – работа с молодежью по развитию креативного мышления», – добавила Сидорова.
Брендинг территорий и уличное искусство
В рамках фестиваля прошел очередной форум по территориальному маркетингу и брендингу, где работали две площадки: уличное искусство как драйвер развития городов и новые стандарты качества городской среды. Российские и зарубежные спикеры поделились локальным опытом организации уличных фестивалей, разработали дорожную карту по формированию уличного искусства на территории Югры, а также обсудили новые тенденции в благоустройстве.
Как отметила заместитель исполнительного директора, руководитель центра компетенций АНО «Центр по реализации национальных проектов» Елена Фищук, впервые в рамках форума была представлена тема градостроительства. «Все новинки, актуальные тренды современного отечественного и мирового градостроительства были представлены. Это тема КРТ (комплексное развитие территорий) и абсолютно новое направление – концессионные соглашения, тема благоустройства городской среды, где мы видим прямое пересечение с брендированием и маркетингом территорий», – сказала Фищук.
Директор Центра развития экономики малых городов Павел Парамонов отметил очень важный момент – все территории Югры «размышляют о будущем». «Важно не полагаться на ту ситуацию, которая есть сегодня, спрос на нефть может снизиться, или ее не станет. И Ханты-Мансийск над этим размышляет, здесь есть настрой. Есть промышленные территории, которые стагнируют, а тут ощущается рост, есть прирост населения, значит, люди верят в эту территорию, и это заметно», – добавил он.
Эксперт подчеркнул, что в последнее время наблюдается тенденция по оттоку населения в города-миллионники, но Югра показывает положительную миграционную динамику. «Это уникально, вы сравнимы с Москвой не только по деньгам, но и по демографии. И нужно понимать, что этот тренд не вечен и надо искать решения. И этот форум – одна из возможностей поиска других сценариев для жизни в городах Югры», – сказал Парамонов.
Поддержка «оранжевой экономики»
В рамках фестиваля в Ханты-Мансийске состоялось заседание рабочей группы по развитию экосистемы креативного бизнеса. «Мы строим ее, исходя из того, чтобы она работала на всех стадиях жизненного цикла – от профориентации, образования и идеи до реализации бизнес-проекта», – пояснила губернатор Наталья Комарова.
Как сообщила глава региона, при поддержке Минкульта в Югре 1 сентября 2022 года откроется школа креативных индустрий, которая будет направлена на выявление одаренных детей в сфере творческих профессий, а также на прохождение предпрофессиональной подготовки. «Подхватывать учеников будет региональная модель грантовой поддержки, действующая по модели президентских грантов и охватывающая школьников с 14 лет, и гранты физлицам на креативные стартапы. Мы ожидали, что спрос будет большой, и не ошиблись, заинтересованность очень высокая. С 2022 года включаем в эту орбиту предпринимателей и самозанятых, запускаем гранд губернатора в сфере креативных инициатив», – сообщила Комарова.
Одним из особых элементов экосистемы станет эндаумент-фонд Югры. При поддержке фонда власти создадут новые возможности для молодых профессионалов, будет использоваться система целевых капиталов и в сфере креативных индустрий для реализации уже готовых проектов.
«Оранжевая экономика» включает в себя широкий спектр отраслей. Поддержка будет одновременно осуществляться по нескольким трекам через одно окно – центр инновационно-технологического и креативного предпринимательства на базе фонда «Мой бизнес».«Мы такой подход использовали в развитии социального предпринимательства, полагаю, что и здесь он сработает. Для представителей креативных индустрий доступен весь спектр поддержки МСП», – сказала губернатор.
По мнению Натальи Комаровой, нужно расширить виды деятельности креативных индустрий для создания особых экономических зон и кластеров. «Мы создадим центры генерации объектов интеллектуальной собственности с последующим производством товаров и услуг, имеющих высокую долю добавленной стоимости и высокий экспортный потенциал, и увеличим тем самым вклад индустрии во внутренний региональный продукт. Мы ожидаем такой рост в ближайшие годы», – отметила Комарова.
Креатив – драйвер развития
Генеральный директор Фонда «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» Яков Самохвалов подчеркнул, что создание творческих пространств и привлечение в них большого количества человек приближает регион еще на шаг к созданию условий для формирования той самой «оранжевой экономики», в которой интеллектуальный труд становится настоящим драйвером для развития и открывает новые возможности для широкого круга лиц. «У нас огромное количество югорчан, которые действительно хотят получить новые возможности, они их точно получат», – считает Самохвалов.
Как отметила замначальника центра инновационно-технологического и креативного предпринимательства Фонда «Мой Бизнес» Екатерина Удалова, предприниматели в креативных индустриях – это абсолютно уникальные и особенные люди. «Потому что у них есть самое дорогое, то, за чем сейчас все охотятся, – идеи, – заявила спикер. – Не каждый человек способен придумать идею, тем более воплотить. Генерирование полезных мыслей и идей – это важный жизненный навык предпринимательской деятельности, потому что креативная идея может кардинально поменять бизнес и привести к колоссальному успеху».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Екатерина Лазарева