Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Неглухие телефончики: как прослушивают россиян и сколько это стоит

Телефон
Распознать прослушку со стороны государства или людей, имеющих доступ к специальной аппаратуре, невозможно

В Екатеринбурге стартовал судебный процесс, связанный с прослушкой известных в уральской столице политиков, бизнесменов и чиновников. На скамье подсудимых оказались пять обвиняемых, которые незаконно получали распечатки разговоров известных лиц Екатеринбурга. И это далеко не первое резонансное дело о перехвате телефонных звонков не только на Урале, но и в России. Как именно организуется процесс прослушки, сколько она стоит и как не стать объектом чьих-то коварных целей – в материале «ФедералПресс».

Зачем прослушивают силовики

Если говорить на уровне законодательства, то прослушивание телефонных переговоров официально регулируется федеральным законом № 144 (№ 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Согласно ему, прослушка личного телефона не допускается без санкции суда, поскольку в ходе этого процесса нарушаются конституционные права гражданина РФ. В частности, право на тайну телефонных переговоров. Это разрешение должен иметь любой сотрудник силовых структур. По закону заниматься оперативно-розыскной деятельностью (ОРД), а значит и прослушкой, могут не только в ФСБ или МВД, но и в ГРУ, ФСО и на таможне.

«Санкция суда нужна всегда. В своей практике я не знаю случаев, когда что-то было не санкционировано. Из-за этого законный способ для исполнителей часто превращается в проблему. У многих знакомых мне оперов возникали спорные ситуации с судом, когда, например, нужно было провести ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия. – Прим. ред.), а суд отвечал, что мало фактуры для обоснования проведения мероприятия», – рассказал «ФедералПресс» собеседник, разбирающейся в теме, на правах анонимности.

Свою лепту внес так называемый «закон Яровой». После его принятия операторы связи начали хранить все сообщения и переговоры пользователей до 6 месяцев. А метаданные – сведения о фактах получения и передачи звонков или сообщений – хранятся 3 года. В полиции слежкой за чужими разговорами занимается бюро специальных технических мероприятий, а в госбезопасности это прерогатива специального технического подразделения.

«Это обычная работа. Для того, чтобы ее делать, нет необходимости в каких-то специальных познаниях. Хотя, конечно, предпочтение отдается техническому образованию. Плюс существуют определенные образовательные курсы подготовки специалистов», – отметил источник «ФедералПресс».

Основной инструмент прослушки для спецслужб РФ – это система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), который был создан еще для нужд КГБ. Изначально он «слушал» только стационарные телефоны, но с развитием технологий СОРМ эволюционировал в три поколения. Последняя версия, по заверениям форумов из Даркнета (анонимная, закрытая cеть от общего доступa в Интернете. – Прим. ред.), начала работу в 2014 году.

Каждый оператор связи обязан иметь такой модуль СОРМ, без него он просто не получит лицензию на работу. При этом, по словам свердловского юриста и адвоката Сергея Колосовского, силовики могут внести в постановление суда «левый» номер и начать законно слушать постороннего человека. Суды крайне формально относятся к подписанию таких ходатайств.

«Например, в деле челябинского вице-губернатора Николая Сандакова на прослушке были номера, не имеющие к нему никакого отношения. Все случаи, когда судья подписывает постановление «не глядя», противоречат духу закона. Но де-юре все чисто. Практика идет в максимальном содействии силовикам», – подчеркнул юрист.

Как работают хакеры

– Сигнальная cеть SS7

Это набор сигнальных протоколов для настройки телефонных станций, который применяют по всему миру. Его иронично называют «матерью всех дыр», так как изначально SS7 не была оснащена никакой защитой – считалось, что cеть априори неуязвима.

Если опустить детали, то процесс взлома происходит благодаря служебным сообщениям SS7. Указав в одном из них номер абонента для прослушки, хакеры получают его международный идентификатор и адрес коммутатора, который обеспечивает жертву связью. Затем преступник внедряется в базу данных cети и подменяет биллинговый адрес жертвы.

С этого момента любой звонок, совершенный абонентом, прослушивается хакером через коммутатор. Получается как бы «групповой звонок» с участием афериста. Также через SS7 можно перехватывать SMS.

– Трояны и мобильное ПО

Это самый простой способ получить доступ к чужим разговорам. Именно к нему чаще всего прибегают не обладающими специальными знаниями злоумышленники. Различные дыры, позволяющие обходить системы защиты, периодически находят и на IOS, и на Android. Хотя последняя ОС куда уязвимее первой.

«На практике у меня был такой случай, когда мне принесли смартфон на Android, где было вшито приложение, постоянно отслеживающее геолокацию. Все возможные варианты его удаления ничего не давали. Не помог даже сброс до заводских настроек. То есть приложение было встроено в само ядро ОС из-за «кастомной» прошивки телефона. Аппарат покупали с рук, поэтому на программу не обращали внимания», – привел пример IT-специалист Сергей Вакулин.

Про то, что приложения на смартфонах слушают разговоры хозяина, позднее закидывая его контекстной рекламой, сейчас знают многие. Некоторым преимуществом троянов, помимо их сравнительной простоты освоения, является возможность «свалить» все на владельца устройства – «вы сами его установили».

Фото: скриншот из Даркнета с частью инструкции по установке и настройке программы для прослушки

– Поддельная базовая станция и фемтосота

Фальшивая базовая станция (БС) часто применяется силовыми структурами за рубежом, особенно во время массовых беспорядков или в зонах боевых действий. В пассивном режиме она выступает как обычная базовая станция с более сильным сигналом связи, поэтому телефоны автоматически подключаются к ней. В активном виде ловушка перехватывает все данные со смартфонов – SMS, звонки, переписки и так далее. Это происходит через уникальный номер телефона и сим-карты.

Фемтосота (маломощная и миниатюрная станция сотовой связи. – Прим. ред.) делает все то же самое, но она меньше фальшивой БС и имеет меньше мощностей. Ее часто применяют для точечной прослушки, а также для корпоративной слежки за сотрудниками. Аппарат перехватывает сигнал до того, как он поступает на БС оператора.

– Мобильный комплекс

Именно его представляют почти все, когда слышат о прослушке. Это устройство, как правило, устанавливается внутри автомобиля для перехвата сигнала (все как в фильмах про шпионов) и должно находиться рядом с жертвой, так как максимальный радиус действия аппарата не превышает 500 метров. Направленная антенна, подключенная к компьютеру, перехватывает все сигналы телефона, которые тут же расшифровываются на компьютере.

Цена вопроса и кого слушают

«Силовиками прослушка применяется только в том случае, когда есть информация о какой-то преступной деятельности. Тотального контроля, конечно же, нет. Это и чисто физически невозможно обеспечить. Представьте, это штат в миллион человек, который будет беспрерывно слушать другой миллион [человек]. Смысл в том, что если ты не преступаешь закон, то ты этим ребятам точно не интересен», – подчеркивает анонимный собеседник «ФедералПресс».

По словам уральского адвоката Виталия Черных, чаще всего легально «слушают» подозреваемых в обороте наркотиков, крупном мошенничестве (особенно с бюджетными деньгами) и коррупции. Юрист подчеркивает, что «фигурантов таких дел прослушивают почти всегда». Также эта мера применяется к членам преступных группировок.

Но нелегальная прослушка, считает Черных, может затронуть любого из нас. Правда, на черном рынке такие услуги стоят довольно дорого, особенно если речь идет о прослушке «онлайн». Все исчисляется сотнями тысяч рублей и десятками тысяч долларов.

Фото: здесь озвучивается цена прослушки абонента в евро

«Это продукт для сильных мира сего, а не для широкой аудитории. Большие игры на большие деньги. В российских реалиях услугами по прослушке торгуют сотрудники оперативных подразделений, пользуясь совершенно формальной судебной проверкой. В качестве примера можно изучить публикации по делу генерал-лейтенанта ФСКН Бульбова», – добавляет арбитражный управляющий Максим Блохин.

В 2008 году Александр Бульбов обвинялся в незаконном прослушивании чужих разговоров. По данным следствия, за доступ к таким услугам он ежемесячно платил по 50 тысяч долларов сотруднику МВД.

Поэтому мало кто может себе позволить полноценно прослушивать конкурентов по бизнесу, политических соперников или подозреваемых в супружеских изменах. Чаще всего, если дело касается бытовых отношений, доступ к чужим разговорам получают через троянские приложения. Поэтому очень важно соблюдать «цифровую гигиену».

«Нужно понимать, что подобные действия попадают под уголовные статьи: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру», – указывает представитель компании «Код безопасности» Андрей Горячев.

Впрочем, абсолютной защиты от прослушки, как считают опрошенные «ФедералПресс» эксперты, не существует – особенно если она ведется государством. Утешает лишь то, что рядовые обыватели, не занимающие важные должности и не владеющие крупным бизнесом, пока никому не интересны.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com; скриншот из даркнета

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.