Безопасные качественные дороги необходимы не только для развития экономики, но и для комфортной жизни людей. Особенно в такой огромной стране как Россия. Сделать все российские дороги именно такими призван национальный проект «Безопасные качественные дороги», в котором участвуют 84 региона и 105 городских агломераций. О том, чего удалось достичь в 2021 году – в материале «ФедералПресс».
«В этом году мы рады фиксировать позитивную тенденцию в части создания в российских регионах безопасной, качественной и надежной транспортной инфраструктуры», – говорит куратор нацпроекта «Безопасные качественные дороги», заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.
В 2021 году нацпроект «Безопасные качественные дороги» был расширен. К нему присоединилась Санкт-Петербургская агломерация. Заработали федеральные проекты «Развитие федеральной магистральной сети», призванный улучшить связность российских регионов, в рамках которого на сегодняшний день отремонтировано 250 км автотрасс, и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».
Главные итоги 2021 года – отремонтировано 16,5 тыс. км автодорог, в нормативное состояние приведены 140 млн кв. м покрытия. Из них 72 % – с применением современных технологий. Так, в Ленинградской области в этом году было отремонтировано почти 200 км региональных дорог, рассказывает глава дорожного комитета Ленинградской области Денис Седов. На ряде объектов использовались материалы и технологии, продлевающие срок службы покрытия, в том числе усиленный асфальт, разработанный по методу объемного проектирования.
«Его состав подбирается индивидуально под каждую магистраль с учетом климатических особенностей и нагрузочных параметров. Доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий в нашем регионе, составила более 80 %», – объясняет Седов.
Большое внимание уделяется комплексному обновлению транспортной инфраструктуры – установке новых дорожных знаков, барьеров, освещения, светофоров, оборудованию тротуаров. Безусловным приоритетом является безопасность пешеходов. Например, в станице Ханской (Адыгея) был введен в эксплуатацию тротуар длиной 4 км. «С появлением нового тротуара вдоль трассы Ханская – Белореченск нам больше не нужно идти по обочине. Многие обращались в администрацию Майкопа с просьбой построить здесь дорогу для пешеходов. Мы рады, что теперь эта проблема решена!», – говорят местные жители.
Особое место занимает забота о безопасности детей. В ноябре 2021 года прошла Олимпиада «Безопасные дороги», в которой приняли участие 3,7 млн школьников 1 – 9 классов по всей России.
Решение о том, какие дороги ремонтировать в первую очередь, принимается исходя не только из их состояния, но и из нужд местных жителей. Приоритет отдавался тем, которые ведут к социально значимым объектам – школам, больницам и т.д. Например, в Курганской области в поселке Рябково не только отремонтировали улицу, ведущую к детской поликлинике, но и обустроили парковку. «Хочется выразить слова благодарности за то, что при планировании дорожной кампании учитывают социальную составляющую и проектируют объекты ремонта, отвечающие всем требованиям безопасности, – говорит главный врач ГБУ «Курганская детская поликлиника» Эдуард Вебер.
Еще один пример – Владимир, где отремонтировали участок дороги Коммунар – Заклязьменский – Уварово – Бухолово. Для жителей многих населенных пунктов она служит единственным путем сообщения со всеми социально-значимыми учреждениями, в том числе с новым зданием школы №46, построенному по нацпроекту «Образование».
«Мы проживаем в частном доме в селе Лунево и ежедневно по этой дороге я вожу двоих детей в новую школу, которую мы очень ждали, – рассказывает многодетная мама Екатерина Абросимова. – Хочется отметить, что все пешеходные переходы оборудовали искусственными неровностями. Теперь нам, родителям, гораздо спокойнее, когда дети самостоятельно добираются домой и переходят здесь дорогу».
Еще одна социальная составляющая, играющая большую роль при проектировании – создание доступной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. В 2021 году в России появилось 1,6 тыс. объектов такого назначения. Это и заниженные бордюры, и удобные съезды и пандусы, и тактильная плитка у пешеходных переходов и многое другое. В Удмуртской республике дорожники привлекли к формированию списка ремонтируемых участков колясочников и слепых, чтобы учесть все их потребности.
«На всех объектах нацпроекта в Ижевске мы показывали на практике, сможет ли колясочник преодолеть уклон тротуара, переехать через бордюрный камень», – рассказывает заместитель председателя региональной общественной организации инвалидов-колясочников «Благо» Сергей Меркурьев.
Проходит в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и обновление парка общественного транспорта в регионах. В рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» перевозчики имеют право приобрести технику со скидкой 60 %. На конкурсной основе были отобраны 13 агломераций, которые в 2021 году получили 477 автобусов и троллейбусов. Немаловажно, что топливом для автобусов служит газ – это и экономично, и экологично.
«Впечатления очень хорошие. За рулем 5-8 часов работаем в день. Усталость вообще не чувствуешь, удобно, комфортно, прохладно. При необходимости спокойно можем проехать на автономных аккумуляторах около полутора километров, объехать ДТП, неисправность контактного провода», – делится своими впечатлениями о новых троллейбусах водитель с 19-летним стажем самарского трамвайно-троллейбусного управления Виктория Зергина.
«Благодаря национальному проекту возведение масштабных объектов сейчас идет по всей стране: это не только реконструкция мостов и путепроводов, но и строительство обходов городов, новые улицы, новые участки региональных дорог. Всего за три года благодаря нацпроекту нам удалось отремонтировать более 48 тыс. км дорог», – говорит руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Итоги 2021 года только подводятся, а дорожники уже готовятся к следующему сезону: на следующий год в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» уже законтрактовано 4 тыс. объектов.
Фото: АНО «Национальные приоритеты»
Национальные проекты