Еще даже до советского периода регионы Приволжья славились на всю Россию своими многочисленными промышленными предприятиями. Однако последние 30 лет оказались серьезным вызовом для крупных заводов, на которых некогда держалась экономика страны. Одни из них продолжили существовать и преуспели, многие были вынуждены сменить свой профиль, а некоторые – закрыться насовсем. В 2022 году «ФедералПресс» начинает цикл публикаций «Гиганты индустрии», в котором расскажет о бывших и нынешних ключевых производствах ПФО и об их судьбе в череде смен режимов и кризисов. Первый материал посвящен заводу РУМО в Нижнем Новгороде, носившему в советские годы имя «Двигатель революции».
Некогда этот завод дал имя станции метро и целому кварталу в Ленинском районе Нижнего Новгорода. Он успешно снабжал двигателями и насосами отечественную и зарубежную индустрию кораблестроения и энергетики. К середине десятых годов XXI века предприятие фактически прекратило работу, накопило долги перед рабочими и кредиторами, а в 2016 году вошло в процедуру банкротства. Почему до этого дошло и какая судьба ждет завод?
История длиной в 150 лет
Завод был основан в Риге АО «Фельзер и Ко» в 1874 году. Уже в начале ХХ века на предприятии по немецкой лицензии было налажено производство первых дизелей. Во время Первой мировой войны завод эвакуируют в Нижний Новгород, где он и сохранит прописку до конца своих дней.
В 1922 году завод переименовывается в «Двигатель революции» и начинает свой триумфальный путь по эпохе советской индустриализации, получает десятки наград и орденов, запускает инновационные производства и внедряет новые промышленные технологии.
Распад СССР принес предприятию традиционную для тех времен приватизацию и новое имя «РУМО», образованное от первых букв словосочетания «русские моторы». Несмотря на тяжелые для страны времена, завод остался на плаву и даже развивался, заключая соглашения о сотрудничестве с зарубежными корпорациями.
Инерция от коммерческих успехов протолкнула производство и за миллениум, но череда кризисов конца нулевых и начала десятых не оставила «РУМО» в статусе успешного производства.
Корпоративные войны и рекордные убытки
В 2014 году, спустя ровно 140 лет после образования завода, производство на нем остановилось. Причиной тому стали длительный период отсутствия заказов из-за кризиса и корпоративная война акционеров.
Летом 2015 года руководство ОАО «РУМО» заявило о попытках рейдерского захвата предприятия. Информацию об этом сотрудники разместили на своем сайте.
«В настоящее время в отношении ОАО «РУМО» группой лиц производятся попытки рейдерского захвата путем внедрения в органы управления общества, в том числе понуждением проведения внеочередного общего собрания акционеров. В связи с данным фактом общество подало жалобу в прокуратуру города и Ленинского района, уведомило налоговую инспекцию по месту регистрации», – гласило объявление на сайте.
Бенефициаром захвата руководство назвало Андрея Горшкова – бывшего конкурсного управляющего учхоза «Новинки». Сообщалось, что «группа» Андрея Горшкова пыталась инициировать внеочередное собрание акционеров ОАО «РУМО» с целью полной замены совета директоров, генерального директора на родственников и сподвижников предпринимателя.
В результате этих процессов в 2015 году в нижегородской больнице № 13 был арестован Юрий Чадаев – бывший совладелец предприятия. Ровно пять лет назад, в конце декабря 2016 года, его приговорили к трем годам колонии, вменив статью 315 УК РФ (злостное неисполнение служащим коммерческой организации вступившего в законную силу решения суда), часть 4 статьи 159 (мошенничество), часть 1 статьи 30 и часть 4 статьи 159 УК РФ (приготовление к мошенничеству).
Функционер рисовал задолженности предприятия перед ним самим как перед физлицом, чтобы затем получать объекты завода в личную собственность по заниженной стоимости. Ущерб предприятию в результате действий подсудимого тогда оценили в 71,4 млн рублей.
К 2015 году убытки «РУМО» составляли уже полмиллиарда рублей за 12 месяцев. Кредиторская задолженность, по данным на 31 декабря 2015 года, дошла до 1 млрд 75,5 млн рублей, что на 21 % больше, чем на конец 2014 года.
Закономерно, что в 2016 году началась арбитражная чехарда с банкротствами, временными управляющими и подачами в суд руководителей предприятия друг на друга. Дошло даже до того, что 1 сентября 2016 года временное руководство «РУМО» пыталось через суд отобрать печати и документы у бывшего директора компании Дмитрия Кормишина, который после этого еще долго утаивал их у себя.
За ключевой в истории завода 2016 год суды разного уровня приняли несколько исков о запуске процедуры банкротства, отзывов исков на процедуру банкротства, жалоб на отзывы и десятки других документов, касающихся настоящего и будущего «РУМО».
Так или иначе, банкротство запустили. Продолжается оно и по сей день.
Потерянные мощности
Кризис привел к полному разрушению большого литейного цеха уже к весне 2016 года. Разрушен оказался и цех обработки мелких деталей, почти все станки были вывезены в неизвестном направлении или сданы в металлолом.
Удалось оставить в сносном состоянии цех обработки крупных деталей и испытательные боксы. К этому моменту в штате «РУМО» числилось 240 работников. Все они в 2016 году находились в вынужденном отпуске в связи с длительным простоем.
За полгода, по словам нового директора завода Вячеслава Малеева, кредиторская задолженность выросла до 2–3 млрд рублей, но точные цифры тогда уже никто подсчитать не решался.
Попытки спасения
К 2017 году в средства массовой информации начинают проникать слухи о новых инвесторах и спасении организации, долги которой перед рабочими уже составляли больше 30 млн рублей.
Среди потенциальных «спасителей» назывался, например, «Кингисеппский машиностроительный завод» Джахида Акперова. Причем планировалось, что часть оборудования будет вывезена в Санкт-Петербург, а в Нижнем останется площадка на 800 рабочих мест и будет задействован лишь 14-й корпус завода и лаборатория. Сбыться этим планам было не суждено, «КМЗ» не стал спасать «РУМО».
В этом же 2017 году на «РУМО» ввели антикризисное управление, а его генеральным директором был избран уже упомянутый выше Андрей Горшков. Правда, налоговая служба отказалась регистрировать соответствующие документы и признавать Горшкова директором, что привело к еще одному судебному разбирательству. Удалось уладить формальности только к концу года.
27 октября 2017 года пресс-служба судов общей юрисдикции Нижегородской области распространила информацию о том, что Горшков предстанет перед судом по обвинениями в мошенничестве в период с 2008 по 2012 года.
Горшков был конкурсным управляющим в муниципальной теплораспределительной компании. По версии следствия, он, злоупотребив доверием своих подчиненных, дал указания о совершении расходных операций не в пользу своего предприятия на сумму 69 млн 210 тысяч рублей. Похожие действия он совершал и на других местах своей работы. Только спустя четыре года рассмотрения дела суд приговорил Горшкова к пяти годам лишения свободы условно.
Ранее, весной 2017 года, прокуратура направила 200 исков о взыскании с «РУМО» более 5 млн рублей долга по зарплате.
Этап неопределенности
В 2018 году процедура банкротства «РУМО» продолжилась. В июле территориальное управление Росимущества в Нижегородской области выставило имущество «РУМО» на торги, выгодоприобретателями от которых должны были стать его сотрудники, которые так и оставались без зарплаты с 2015 года.
В это же время на площадку ОАО «РУМО» приходит инвестиционная группа промышленных предприятий Дмитрия Саморукова, владельца ООО «Авиагазцентр», ООО «Газмашпроект» и ряда других промышленных предприятий.
На базе имущества ОАО «РУМО» создается АО «РУМО», которое в 2019 году берет у банкротящейся компании 9 га производственных площадей в аренду и приступает к восстановлению цехов.
К этому моменту у основного ОАО «РУМО» 1,7 млрд долгов и перспектива попасть в конкурсное производство с реализацией оставшегося имущества.
Гендиректор АО РУМО Олег Бессонов летом 2020 года сообщил, что в компании рассматривают различные сценарии дальнейшего развития ситуации, в том числе участие в конкурсных торгах с целью выкупа активов завода, так как АО уже вложило «сотни миллионов рублей» в ремонтно-восстановительные работы, выкуп станков и организацию пилотного производства изделий. В правительстве Нижегородской области обещали поддержать идею возрождения производства на РУМО.
Посетив в июле 2020 года цеха «РУМО», первый заместитель губернатора Евгений Люлин напомнил, что в последние годы завод «несколько раз спасали от разворовывания» и приводили туда потенциальных инвесторов. Однако ни одному не удалось поднять завод, и власти фактически махнули на него рукой.
«Был момент, когда я даже сказал одному из руководителей: все, больше не будем вам помогать. Не хотите работать – заставить не можем. Но, похоже, теперь у РУМО действительно начинается новая жизнь. Обязательно будем помогать тем, кто хочет работать сам», – сообщил Евгений Люлин в своем аккаунте в Instagram.
В марте 2021 года, после завершения временного управления, кредиторы ОАО «РУМО» приняли решение отправить имущество компании в конкурсную массу и реализовать его с молотка. В частности, на торги выставят 48 га промышленных территорий завода, которые, по информации издания «Коммерсантъ», могут быть выкуплены АО «РУМО».
Юрист одного из бывших кредиторов ОАО «РУМО» предположил, что промплощадка, скорее всего, будет продаваться по частям, тем более что еще при Юрии Чадаеве территория завода была размежевана под объектами недвижимости более чем на 20 земельных участков.
Как сообщил источник «ФедералПресс» в нижегородской администрации, территория действительно давно интересна застройщикам. Так или иначе, за ней обращался ряд известных строительных компаний, работающих на нижегородском рынке недвижимости.
Интересно, что в 48 га территории завода входят и автомобильные проезды, которыми пользуются нижегородцы. В связи с этим в Росимуществе, опасаясь, что на банкротных торгах должник продаст и проезды, потребовали ввести обеспечительные меры. Это ходатайство было удовлетворено судом.
В ходе реализации имущества РУМО в мае 2021 года также поменяли конкурсного управляющего. Суд признал обоснованными жалобы некоторых кредиторов, в том числе ФНС России и «ТНС энерго НН», на нарушения, допущенные Ильей Анисимовым, – он был третьим по счету назначенным управляющим банкрота.
Интересно, что в это время на мощностях «РУМО» закипела работа и производство возобновилось. АО «РУМО» умудрилось перевести в собственность корпуса № 14, 15, 20 и административно-бытовой корпус, наладить производство и провести испытания опытного образца нового газопоршневого двигателя внутреннего сгорания «РУМО-502».
Таким образом, борьба за «РУМО» развернется в самое ближайшее время. Основными сторонами противостояния должны стать уже работающие на мощностях производственная компания АО «РУМО» и застройщики, которые наверняка захотят отобрать лакомый кусок в географическом центре Нижнего Новгорода под новый жилой комплекс.
Фото: Егор Герасимов, Федерал Пресс / Полина Зиновьева