Top.Mail.Ru
Общество
Алтайский край
1

Деприватизация «Кучуксульфата»: почему из-за судебных исков страдают местные жители?

суд
Истцы добиваются получения в пользу государства 100% акций

25 января в Арбитражном суде Алтайского края прошло четвертое заседание по резонансному делу «Кучуксульфата». Теперь представители Генпрокуратуры добиваются от акционеров передачи 100 % акций государству. Претензии к заводу, заявленные в суде, поступили после череды многочисленных проверок от различных ведомств. При этом серьезных нарушений надзорные органы не нашли. Об итогах очередного судебного заседания по делу и решениях, которые представители завода принимают для отстаивания своих интересов, – в материале «ФедералПресс».

Где логика?

25 января в Арбитражном суде Алтайского края состоялось очередное заседание по иску Генеральной прокуратуры к акционерам «Кучуксульфата». Истцы добиваются получения в пользу государства 100 % акций. При этом прокуроры не имеют претензий к первым собственникам завода, участвовавшим в приватизации – простым рабочим, которые выкупили акции у государства более 30 лет назад, в начале 90-х, а затем продали их нынешним владельцам на свободном вторичном рынке. Также истцы не выдвигают претензий к представителям органов власти, которые принимали решения о приватизации предприятия. Но если действующие тогда чиновники и прокуроры допустили процедуру приватизации, которая прошла незаконно, они должны понести наказание.

«Поразила позиция прокуратуры на заседании. Мы представили заверенные нотариусом допросы бывшего прокурора Алтайского края Параскуна, бывшего прокурора Благовещенского района Калиниченко, бывшего зампрокурора Благовещенского района Теслюка, бывшего руководителя фонда имущества Алтайского края – Потапова, который, кстати, был членом коллегии Госкомимущества России. Все они работали в то время с этими материалами и подтвердили законность состоявшейся приватизации. Прокуроры же выступают против приобщения этих материалов к делу. Но как же так? Кроме того, никто из действующих тогда чиновников и правоохранителей не был альтруистом и не горел желанием пойти в тюрьму из-за того, что решил подарить 1693 человекам завод», – прокомментировал происходящее на суде председатель совета директоров компании «Кучуксульфат» Василий Гамаюнов.

По мнению председателя совета директоров, показания работающих тогда чиновников имеют большую силу, а прокуроры выступают против этих материалов, так как они полностью уничтожат позицию истцов по пропуску иск давности. В своем иске прокуроры также опираются на то, что приватизация Кучукского сульфатного завода не могла состояться из-за того, что предприятие якобы относилось к добывающим.

«Существовал перечень предприятий, подлежащих приватизации по категорийности. Одни приватизировать было запрещено, другие разрешалось только по распоряжению правительства, третьи – по указу Росимущества, и так далее. Сейчас, как нам утверждают, этого перечня нет. В архиве такой документ мы получить почему-то тоже не смогли. Но мы не были добывающим предприятием никогда. На заводе было и есть около 5 % деятельности ­­– извлечение, остальное – производство. Приравнивать нас к добывающим предприятиям все равно, что обвинять завод «Кока-колы» в том, что он занимается добычей, используя при изготовлении газировки воду», – отметил Гамаюнов.

Давление структур

Акции Кучукского сульфатного завода распределили между собой работники предприятия в 1992 году. Завод, который приватизировали больше 30 лет назад, стоил порядка 400 миллионов рублей. К концу десятилетия предприятие находилось на грани банкротства, а его мощности были изношены за 50 лет эксплуатации. Пришедшие в 1999 году нынешние акционеры фактически отстроили объект заново, вложив немалые средства.

«Люди до нас работали по 3–4 дня в неделю, объемы производства были снижены. Заводчане сами несли акции на продажу, завод тогда никому не был нужен. Стоимость нынешнего предприятия эксперты оценивают в 17 миллиардов рублей. При этом в Гепрокуратуре не говорят о каких-либо компенсациях в случае, если они выиграют суд. Мы модернизировали старый завод и фактически построили еще один. Нарастили мощности с 420 тысяч тонн до 800, наладили экспорт с 0 до 40 %, улучшили качество сульфата натрия, стали конкурировать с зарубежными предприятиями. Выплату налогов увеличили с 40 миллионов до 1,7 миллиарда рублей», – утверждает Василий Гамаюнов.

Заводчане отмечают, что до суда на предприятие оказывали административное давление на протяжении четырех лет. За это время на заводе постоянно организовывали проверки. Представители «Кучуксульфата» убеждены – такими мерами с 2017 года их пытались вынудить продать свои активы рейдеры. Проверки не выявили никаких серьезных нарушений.

Сейчас «Кучуксульфат» имеет огромное значение для местных жителей. Он дает работу 1 251 человеку. Организация несколько раз становилась победителем краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», последний выиграли в 2021 году. Средняя зарплата у работников завода – 53 913 рублей, что вдвое выше, чем в среднем по Алтайскому краю.

Много средств и сил вкладывает «Кучуксульфат» и в развитие социальной инфраструктуры в Степном Озере и Благовещенском районе. Предприятие помогает школам и детским садам, оказывает поддержку многодетным и малообеспеченным семьям.

Что ждет людей?

Судебное и административное давление уже обернулось для муниципалитета моногорода Степное Озеро свертыванием социальных программ, которые спонсировал завод, так как 98 % бюджета наполняли за счет налогов на прибыль завода. Теперь в поселке нет денег на уборку улиц от снега, сократили время работы уличного освещения, а единственную станцию питьевой воды «Родничок», которую, кстати, тоже построили на деньги завода, пришлось закрыть, так как денег на ее содержание нет. В результате местные жители остались без чистой воды, ата, что бежит из водопровода, не пригодна для употребления и приготовления пищи.

При этом существующее давление провоцирует напряжение не только в обществе. Партнеры сокращают закупки на фоне судебных разбирательств, падает прибыль и, как следствие, – налоговые поступления.

«Ситуация вокруг нашего предприятия сказывается на всех. Банки нам отказывают в кредитах, клиенты и партнеры ищут других поставщиков, из-за чего падает прибыль. Также много средств уходит на содержание адвокатов. Руководство завода не может пока позволить себе тратить средства на социальное обеспечение населенного пункта», – рассказал Василий Гамаюнов.

Работники предприятия и жители Благовещенского района обеспокоены ситуацией. Они боятся остаться без работы, переживают за будущее своих семей и поселка.

«Обстановка на заводе волнительная, люди обеспокоены тем, что будет в дальнейшем, какое будет решение, как жить дальше. Если решение суда будет не в пользу действующих акционеров, финансирование на улучшение поселка уменьшится. Также боимся, что завод приостановят и мы, предпенсионеры, останемся без работы. Мы готовы поддерживать руководство предприятия, готовы идти даже к президенту. Нынешнее руководство оказывает местным жителям существенную помощь. Помимо стандартных мер соцподдержки и благоустройства, помощь оказывают гражданам при рождении ребенка, при вступлении в брак, поддерживают семьи с детьми, помогают работникам приобретать жилье на льготных условиях. Мы переживаем и надеемся на справедливость», – поделилась видением ситуации председатель профсоюзной организации «Кучуксульфат» Ольга Андриас.

Представители «Кучуксульфата» выдвинули встречный иск Генпрокурорам. В будущем, если решение будет принято не в пользу акционеров, им придется выдвинуть регрессивные иски первым собственникам завода – простым работягам, многие из которых уже давно на пенсии.

«По закону, если дело будет проиграно, нынешние акционеры выдвинут встречные иски первоначальным владельцам акций и их наследникам. Это около трех тысяч человек. Иск к каждому составит порядка восьми миллионов, так как в те времена суммы были немалые, люди покупали с продажи акций завода машины, квартиры, учили детей в университетах. Первые акционеры, в свою очередь, будут вправе подать иски к госорганам, которые допустили тогда приватизацию. Вот к чему может привести сложившаяся ситуация», – заключил председатель совета директоров компании «Кучуксульфат» Василий Гамаюнов.

Пока заводчане не сдаются – обращаются во все инстанции, организовывают митинги, на которых пытаются получить ответы на вопросы, что ждет Степное Озеро дальше и как это отразится на людях. Уже прошло пять мирных акций с соблюдением всех противоэпидемиологических мер. После каждой люди подписывали обращения в адрес президента РФ, полпреда СФО и председателя законодательного собрания Алтайского края. Заводчане верят в объективность судей и надеются, что в результате решения не пострадают нынешние и бывшие акционеры, а также судьба поселка и целого района.

Фото: ФедералПресс / Анатолий Коваленко

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.