За последнее время активность в СМИ главы Чечни Рамзана Кадырова резко выросла, отмечают эксперты. При этом спектр комментируемых им тем включает как внутреннюю, так и внешнюю повестку – руководитель субъекта открыто рассказывает о финансировании, обвиняет в терроризме члена СПЧ и журналистку и грозится повоевать с Украиной. С чем это связано? «ФедералПресс» обсудил вопрос с политическими экспертами.
Рамзан Кадыров за последние две недели сделал целый ряд громких заявлений, которые оказали серьезное влияние на внутриполитическую повестку. 12 января глава Чечни призвал жителей Ингушетии в течение трех дней предъявить ему обоснованные обвинения, если те считают его врагом.
«Сегодня прошло три дня, никто не объявил кровную месть, никто не обратился к старейшинам моего рода, к муфтию Чечни, и я благодарю за это Всевышнего. Это показывает, что мы братья», – заявил позже Кадыров.
Однако большая часть резонансных заявлений была сделана главой субъекта в 20-х числах января. Так, он высказался относительно ситуации, связанной с семьей бывшего судьи Чечни Сайди Янгулбаева, заявив, что считает «террористами» члена СПЧ и руководителя «Комитета против пыток»* Игоря Каляпина, а также журналистку «Новой» Елену Милашину.
«Да, действительно, он употребляет слово «пособников террористов» в отношении этих людей – это его право, и право этих людей защищать свою честь и достоинство. Здесь все-таки мы должны основываться на том, что живем в правовом государстве», – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Впервые также публично Кадыров назвал сумму, которую федеральный центр направляет на поддержку региона. «Я тоже думал, что нужна нам независимая Ичкерия. Но, клянусь, мы не сможем продержаться и трех месяцев. Даже месяц не сможем. Представьте, Россия за год на республику, на содержание народа Чеченской Республики 300 млрд тратит», – заявил он в эфире трансляции в одной из социальных сетей. Позже, правда, уточнил, что не 300 млрд, а больше – 375 млрд. В эту сумму входит в том числе содержание территориальных органов власти, таких как МВД, прокуратура, ПФР и ФОМС.
«Цифра эта совершенно не космическая. И такое же содержание есть во всех регионах России», – заявил руководитель субъекта.
Также Кадыров делал заявления, касающиеся ситуации на юго-востоке Украины. При этом глава Чечни выражался довольно-таки жестко, примерив на себя роль президента РФ: «Если бы я был на месте президента, я бы давно забрал Украину, ввел войска и навел порядок. Если сумасшедшие, продажные люди стоят во главе государства и через него угрожают безопасности нашего государства – что, мы должны молчать, что ли?» – заявил Кадыров.
Эксперты считают, что комментируя ситуацию на Украине, Кадыров действовал в интересах Кремля. Не исключено также, что глава Чечни склонен понимать тренды и настроения Москвы. «В его медиаактивности следует разделять два направления – внешнеполитическое и внутриполитическое. Внешнеполитическое осуществляется либо по поручению Кремля, либо он понимает тренды и настроения, которые господствуют в Кремле и действует на опережение. Часто его внешнеполитические заявления обусловлены поручениями Кремля, особенно что касается заявлений на украинском направлении», – считает Павел Салин.
С другой стороны, по мнению политологов, заявления Кадырова, касающиеся внутриполитических ситуаций, свидетельствуют о его желании «продемонстрировать, кто в доме хозяин». «Он понимает слово «дом» все в более расширенном смысле», – отмечает Салин.
Вместе с тем политолог Дмитрий Фетисов считает, что своими заявлениями глава Чечни хочет получить и дополнительные преференции для региона. «Если посмотреть, то рассуждения о финансировании федеральным центром были сказаны на русском языке, то есть они больше предназначались российской аудитории. По-моему, это был сигнал определенным лицам, которые настаивают на урезании бюджетов Чечни. Можно говорить о том, что в некоторых его заявлениях есть элемент просьбы Кремля, и однозначно, что Кадыров преследует свои цели, как руководитель Чечни», – отметил в беседе с «ФедералПресс» Фетисов.
Политолог Дмитрий Журавлев также склонен считать, что последние заявления Кадырова и в целом его медийную активность за последние недели не стоит оценивать односторонне. Однако, по мнению эксперта, следует обратить внимание на высказывания, связанные с финансированием региона. Как заметил Журавлев, ранее Кадыров не озвучивал конкретный источник этих финансов: «Сейчас по непонятным мне причинам посчитал, что уже можно. Я его не осуждаю. Просто считает, что он достаточно влиятельная фигура, чтобы играть открытыми картами. Это сигнал нашим силовикам, с которыми отношения у него очень разные», – считает Журавлев.
*Юрлица организации признаны иноагентами, сейчас она функционирует без регистрации в РФ
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global look press /Globallookpress.com