Top.Mail.Ru
Недвижимость
Свердловская область
0

Может ли страхование жилья в России стать вторым ОСАГО: «Это было бы воспринято как очередной налог»

Недвижимость
Доля застрахованной недвижимости в регионах РФ не превышает 20 %

За 2021 год только на территории одной только Свердловской области произошло 11 тысяч пожаров. По данным регионального МЧС, 36 % из них вспыхивали в жилом секторе из-за неосторожного обращения с огнем и нарушений требований пожарной безопасности. Пострадавшие, как правило, остаются без крыши над головой, денег и документов. Подавляющее большинство погорельцев не страховали свою недвижимость, так как считали, что их не коснется возможное бедствие. Почему в России так слабо развит рынок жилищного страхования, что мешает россиянам обезопасить себя и станет ли страховка жилья «вторым ОСАГО» – в материале «ФедералПресс»

Многодетная семья без крыши над головой

Семья Абдуллаевых, в которой растут восемь детей, до потери единственного жилья проживала в собственном доме в поселке Большой Исток. Его глава семьи Самижон Абдуллаев построил лично. Эту недвижимость, как и все имущество, многодетная семья потеряла в пожаре всего за несколько часов.

Трагедия произошла в ночь на 8 октября 2020 года. Огонь, вспыхнувший в бане на соседском участке, очень быстро перекинулся на дом Абдуллаевых.

«Видимо, они не потушили печь до конца или створку не закрыли как следует. Огонь перешел на деревянный забор, а оттуда – на крышу, которую я сделал из ондулина. А там уже загорелось все остальное. Это было часа в 2 ночи», – рассказал «ФедералПресс» Самижон Абдуллаев.

В панике отец семьи начал выводить из дома приемных детей, в том числе вынеся на руках одного ребенка-инвалида. Спасти вещи погорельцы не успели – на улицу выбегали в том, в чем ложились спать. В пожаре сгорели деньги и все документы.

Первые две недели после пожара родители и восемь детей жили в том же поселке у знакомых, а затем сняли в аренду двухкомнатную квартиру. Абдуллаевы пытались оформить ипотеку, но банки отказывали заемщикам с восемью детьми.

Администрация поселка и города Сысерти предлагала выдать погорельцам две квартиры от государства – одна из них была общежитием, где уже жила другая семья с пятью детьми, а другая оказалась переделанной ветлечебницей. От обоих вариантов Абдуллаевы отказались.

«Там не было ни воды, ни газа, а в стенах трещины с ладонь. Этот «дом» надо по-хорошему сносить и заново строить. Я туда заеду, а потом приедет опека и у меня всех детей заберет», – говорит военный пенсионер о бывшей ветеринарной клинике.

В итоге решить безвыходную, казалось бы, ситуацию помог благотворительный Фoнд святой Екатерины. В него Самижон написал по совету друзей. При этом он особо не надеялся, что от обращения будет толк.

После отправки письма представители Фонда осмотрели остатки сгоревшего жилья Абдуллаевых и их новые условия жизни. Через несколько недель после этого глава меценатской организации Александр Андреев заявил погорельцам, что для них будет куплена четырехкомнатная квартира в поселке Арамиль. Ее глава семейства нашел и выбрал сам.

В целом от момента пожара до получения ключей к новому дому прошло около пяти месяцев. Хотя уже в декабре благотворители внесли залог за квартиру (она стоила 4,5 миллиона), но в нее заселиться погорельцы смогли только в марте 2021 года.

Страховка не покрыла убытков

Самижон отмечает, что он страховал сгоревший дом, но на момент трагедии сроки страховки уже истекли. Продлить ее он не успел.

Схожий случай произошел со свердловским бизнесменом Львом Сегалем. Его дачный дом сгорел весной 2020 года из-за короткого замыкания. Здание также выгорело дотла, но при этом было застраховано.

«Пошли по процедуре, подали документы. Страховая возместила полную сумму, оговоренную в контракте – 4,5 миллиона рублей. За эти деньги на том же месте мы построили новый дом», – рассказал «ФедералПресс» Лев Сегаль.

При этом он подчеркнул, что страховка не смогла покрыть все траты на стройку, так как из-за пандемии в этом время начали резко дорожать стройматериалы. Но денег хватило на 60–70 % от всего проекта.

Деньги за сгоревший дом коммерсант получил уже через два месяца после бедствия. За это время эксперты страховой компании осмотрели пепелище и проанализировали выводы МЧС о причинах возгорания.

«Мы платили за страховку около 25 тысяч рублей в год, то есть чуть больше двух тысяч ежемесячно», – отметил коммерсант.

Может ли государство сделать страхование жилья обязательным?

Семье Абдуллаевых повезло – им помогли меценаты из благотворительного фонда. Но они почти полгода прожили в стесненных условиях и поначалу даже не представляли, как им выкрутиться из возникшей беды. Помощь от государства в этом вопросе, судя по рассказу Самижона, практически отсутствовала. Активные меры начали приниматься, только когда история многодетной семьи дошла до свердловского губернатора Евгения Куйвашева через журналистов в ходе пресс-конференции.

Но, несмотря на очевидные преимущества страховки, которые видны из примера Льва Сегаля, россияне не спешат ее оформлять. Даже если у них есть дома в регионах с опасными природными условиями.

«Охват недвижимости страхованием пока невысокий. Самое большое проникновение – в регионах с высокой долей дорогостоящей недвижимости (Москва, Петербург и области, Краснодарский край), а в регионах даже с частыми стихийными бедствиями доля застрахованного жилья не превышает 15–20 %», – говорит директор департамента массовых видов страхования компании «Ренессанc страхование» Артем Искра.

В целом же, как утверждает представитель онлайн-сервиса «Манго Страхование» Дмитрий Мерзляков, рынок страхования жилья в России составляет всего 4 %. Автомобильные КАСКО, ОСАГО и страхование жизни на порядок популярнее среди россиян.

При этом, как указывает страховой агент Николай Чернов, страховщики уже больше 10 лет лоббируют идею сделать страхование жилья в России обязательным (помимо случаев ипотеки), по примеру ОСАГО. Периодически правительство обсуждает этот вопрос. В 2020 году в 16 регионах страны даже был запущен пилотный прoект, но особых результатов он не дал.

Основной причиной сохраняющейся добровольности такой страховки являются юридические проблемы. Придется переписывать множество законов, вплоть до Конституции. К тому же недвижимость несет в себе намного меньше рисков, чем автомобиль.

«Также страхование жилья не обязательно потому, что это требовало бы больших затрат со стороны населения. Сегодня не все ездят с полисами ОСАГО, а страховать квартиру еще дороже. Это могло бы вызвать значительное недовольство населения, поскольку было бы воспринято как очередной налог», – утверждает доцент Финансового университета при правительстве Российской Федерации, кандидат наук Оксана Васильева.

При наступлении страхового случая деньги за повреждение или потерю квартиры можно получить в среднем в срок от 10 до 25 рабочих дней. Но компания может уложиться в меньшее или большее время – все зависит от условий договора.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.