В Новосибирске введена новая система тарифообразования – «альтернативная котельная». Соответствующий документ подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Какие перемены ждут новосибирцев при оплате горячей воды и тепла в ближайшем будущем и чем могут обернуться масштабные изменения для города – в материале «ФедералПресс».
Дыра на дыре
На сегодня Новосибирск занимает 78 место из 83 региональных центров по доле теплосетей, которые нуждаются в срочной замене. Общий износ – 72 %. При этом каждый год в мегаполисе перекладывают всего 0,36 % магистралей.
Горожане регулярно жалуются на коммунальные аварии. Последний случай произошел 1 февраля – из-за ремонта 30-летнего магистрального трубопровода по улице Вертковской от горячего водоснабжения и тепла отключили 58 многоквартирных домов, детский сад и роддом.
По официальной версии, Новосибирск переведен в новую ценовую зону именно с целью увеличения объемов перекладки и ремонта. Предполагается, что за счет изменений в сферу энергетики будут привлекать больше средств, которые необходимы для содержания сетей в надлежащем состоянии.
«В приоритете десятилетней программы опережающих инвестиций на 20,5 млрд рублей – восстановление качества теплоснабжения в старых районах города, создание резерва подключения на площадках перспективной застройки и улучшение экологической обстановки», – сообщал директор Новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков.
Перевод мегаполиса в ценовую зону теплоснабжения по методу «альтернативной котельной» означает рост в ближайшем будущем платежей за тепло и горячую воду. Формирование высокого тарифа предполагается на длительное время (десять лет и больше). Из имеющейся в публичном доступе информации следует, что в течение ближайших десяти лет цены на тепловую энергию для всех категорий потребителей в регионе будут расти темпом инфляция плюс 2,9 %.
А как у соседей?
«Альтернативаная котельная» предусматривает отказ от госрегулирования тарифов. Цену на тепловую энергию будут устанавливать не выше предельного уровня, обозначенного на несколько лет – ее государство будет контролировать. По состоянию на начало 2022 года модель «альткотельной» используют в 31 городе страны, в том числе и в Сибири. Например, в Красноярске, Канске, Барнауле, Рубцовске, Прокопьевске и других.
В Красноярском крае по методу «альтернативной котельной» регулируют два города – Красноярск и Канск. Рост тарифа с учетом инфляции в этих городах эксперты называют нормальным. При этом опасаются дальнейшего его увеличения.
«Договор подписали на десять лет. В течение этого времени СГК взяла на себя обязательства выполнить инвестиционную программу. Правительство утвердило тарифы. Они вырастут на 44 %. Учитывая уровень инфляции по годам, средний их рост не выглядит таким уж страшным. Это в принципе нормально, учитывая, что они и раньше так росли. Но у предприятия в течение этих лет есть возможность подать заявку на пересмотрение соглашения, и тогда региональное правительство будет принимать решение, насколько это будет целесообразно. Сейчас, когда официальная инфляция составляет 8,7 %, а рост по тарифу предусмотрен меньше, не исключено, что предприятие будет требовать пересмотра соглашения. Но согласится ли на это правительство – пока неизвестно», – отметил председатель координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.
При этом, по мнению специалиста, пока сложно сделать выводы о том, к чему приведут реформы.
«Людям нет дела до тарифа, им важно, какая сумма будет в платежных квитанциях. Состояние платежного документа регламентируется предельным индексом роста платы. Тариф – это цена за единицу (гкал), а плата – это сумма за количество потребленных гкал в платежке. Предельный индекс роста платы в каждом субъекте утверждается индивидуально. В силу того, что Красноярск и Канск перешли на режим альтернативной котельной, предельный индекс роста платы для этих муниципальных образований составил 6,7 %, когда в других городах края он равен 4 %. То есть жители указанных городов стали платить больше», – сообщил Казаков.
Спикер также добавил, что в Красноярске и Канске стало больше коммунальных ремонтов, а количество аварий пока не сократилось.
«Ремонтировать стали больше, но не знаю, хорошо ли это. Особенно от того, что город перекопан, страдают автомобилисты – на улицах пробки. Важно, чтобы в будущем инвестиции, которые предприятие будет вливать, не превратились в ремонты ради ремонтов по типу ситуации с плиткой в Москве, когда ее меняют несколько раз, чтобы использовать деньги. При этом коммунальных аварий пока меньше не стало», – заключил специалист.
Другие эксперты уверены, что в городах, где перешли на альтернативные котельные, ситуация улучшается.
«Во всех городах, перешедших на регулирование по этому методу, можно обнаружить, что инвестиции в системы теплоснабжения выросли в разы. Учитывая, что «альткотельные» вводят именно как инструмент привлечения инвестиций, можно сказать, что метод себя оправдал», – считает независимый эксперт в сфере энергетики Сергей Бухаров.
Дискуссионный вопрос
Новосибирск стал 32-м муниципальным образованием, которое отнесли к этой ценовой зоне. Эксперты уверены, что реформа поможет решить давние проблемы в мегаполисе и принесет только пользу, но ожидать быстрых результатов не стоит.
«При переходе на новый режим выиграют все – власть сможет переложить большую часть ответственности за надежность теплоснабжения на плечи единых теплоснабжающих организаций (ЕТО), оставив при этом за собой преимущественно контрольные функции. А инвестор получит стабильные условия игры и гарантии возврата инвестиций. Потребители получат гарантию, что ситуация с теплоснабжением стабилизируется уже со следующего отопительного сезона. В будущем аварийность должна снизиться, и существенно (года через три). Но нельзя рассчитывать на мгновенное изменение ситуации. Сегодня теплосетевой комплекс города подошел к точке невозврата. Статистика инцидентов и аварий на сетях при развороте системы к текущему отопительному сезону наглядно это показала», – убежден Сергей Бухаров.
При этом специалисты уверены: говоря о плюсах и минусах изменений, нужно сравнивать имеющиеся альтернативы. Регулирование отношений в теплоснабжении сегодня в России осуществляется двумя методами. Первое – тарифное регулирование, когда цены определяются регулятором. Такая система, по словам аналитиков, хоть и называется долгосрочной, но по факту такой не является – тарифы корректируются каждый год, часто их устанавливают, исходя из политических соображений, а условий для осуществления инвестиций со сроком возврата в 10–15 лет не обеспечивают.
Вторая – ценовое регулирование, когда устанавливается лишь предельная цена для реализации тепловой энергии потребителям. Продавать тепло дороже нельзя, дешевле – можно. Отношения между участниками процесса определяются договором. Это и есть «альткотельная». Эта система, по словам экспертов, тоже не лишена рисков.
«Когда говорят о рисках, то чаще всего называют риск неисполнения ЕТО инвестиционных обязательств, закрепленных в схеме теплоснабжения. Но закон дает муниципальному образованию достаточно инструментов для контроля. Кроме того, это невыгодно для самой теплоснабжающей организации, т. к. в конечном итоге это будет чревато потерянными деньгами. Но если ЕТО не способна мобилизовать ресурсы для инвестиций, то ей придется оставить этот бизнес», – убежден Бухаров.
По мнению других специалистов, главный критерий в теплоснабжении – гарантированная безопасность и эксплуатационная надежность системы.
«Трудно сказать, насколько применение этой модели оптимально для Новосибирска. Одной из основных задач перехода на «альткотельные» в других городах был отказ от мелких котельных, которые не могли обеспечить надежность снабжения теплом из-за ветхости и других факторов. Они загрязняли воздух. Построенные центральные котельные и реконструкция тепловых сетей позволили повысить стабильность теплоснабжения и снизить риски аварий, а также экологическую нагрузку», – убежден эксперт в сфере промышленной экологии Андрей Степаненко.
По словам эколога, в Новосибирске локальные котельные переданы на баланс центральных тепловых сетей и по техническому уровню соответствуют современным требованиям, а котельных, которые «коптили» небо, практически не осталось.
«Чтобы оценивать необходимость перехода на новую модель рынка тепловой энергии, нужно внимательно рассматривать как технические, так и финансовые решения, заложенные в проект, оценивать эксплуатационные и социальные риски, которые могут появиться с применением новой модели и без ее использования», – считает Степаненко.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова