Весной топливный рынок могут ждать новые потрясения. Существующий потенциал роста оптовых цен участники рынка оценивают в 12 тыс. рублей за тонну, или более 20 % к текущим значениям. На этом фоне власти торопятся принять закон о корректировке топливного демпфера, чтобы к началу сезона высокого спроса на топливо он уже вступил в силу. О том, сможет ли это предотвратить рост цен, – в материале «ФедералПресс».
«В секторе автомобильных бензинов оптовые цены сегодня существенно ниже экспортной альтернативы. Разница составляет порядка 12 тыс. рублей на тонну, при том, что уже сейчас правительство в рамках механизма демпфера выплачивает нефтяникам почти 24 тыс. рублей за тонну. Это тот уровень, на который потенциально могут вырасти цены. Розничные операторы снова начнут работать в убыток, и это станет мощным толчком к тому, чтобы цена топлива в рознице весной снова начала расти», – рассказал «ФедералПресс» управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко.
По состоянию на 10 февраля бензин на Санкт-Петербургской топливной бирже стоил 52 242 рубля за тонну АИ-92 и 54 457 рублей за тонну АИ-95. Таким образом, подорожание может составить более 20 %.
Еще более сложная ситуация, по словам Дьяченко, складывается в секторе дизельного топлива. Цены на летний дизель уже сейчас достигли рекордных показателей, хотя сезон еще не начался.
«Перед посевной ралли на дизельное топливо может стать большой проблемой и для сельхозпроизводителей, и для правительства и оказать разгоняющее воздействие на продовольственную инфляцию», – говорит эксперт. Цены на продукты уже сейчас растут быстрее инфляции, и аналитики ожидают сохранения этой тенденции в ближайшем будущем.
Экстренное торможение
Главный инструмент борьбы с ростом топливных цен, который имеется в распоряжении правительства, – демпферный механизм. В случае если экспортная цена превышает определяемую правительством индикативную, производителю выплачивается компенсация. Сейчас она равна 68 % от ценовой разницы для бензина и 65 % для дизтоплива, новое значение – 83 %. При этом правительство предлагает отказаться от повышения индикативной цены, оставив ее на уровне 55,2 тыс. рублей за тонну бензина и 52,25 тыс. рублей за тонну дизтоплива. Это еще больше увеличит размер компенсаций, поскольку мировые цены на нефть и нефтепродукты сегодня куда выше, чем в прошлом году.
Ранее «ФедералПресс» писал о том, что участники топливного рынка рассчитывали на вступление в силу новых правил уже с февраля. Однако недавно замминистра финансовАлексей Сазанов заявил, что поправки заработают только во второй половине года. Сейчас процесс решено снова ускорить. Уже на следующей неделе проект закона о повышении демпфера может быть внесен в Госдуму, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники в правительстве. Предполагается, что новые параметры могут заработать уже с 1 апреля.
Это потребует значительных дополнительных расходов со стороны государства. Они увеличатся сразу примерно на треть миллиарда рублей.
«Если бы новые формулы заработали уже сейчас, текущая оценка демпфера на февраль увеличилась бы до 30 640 рублей за тонну для бензина и до 26 120 рублей – для дизтоплива. А если новый демпфер заработает уже с 1 апреля, то в условиях сохранения текущих высоких цен на нефть, крек-спредов на топлива на рынке Северо-Западной Европы и курса доллара к рублю расходы федерального бюджета на его выплату рискуют вырасти в текущем году по сравнению с выплатами по действующей формуле, по нашим оценкам, более чем на 330 млрд рублей», – подсчитала руководитель проектов «ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая.
Завтра будет поздно
То, что к вопросу о корректировке топливного демпфера было решено вернуться, вполне логично. Так считают опрошенные «ФедералПресс» аналитики. Более того, по мнению Максима Дьяченко, предполагаемая дата вступления закона в силу – 1 апреля – это уже слишком поздно.
«Правительство должно не просто беспокоиться о том, чтобы сейчас ускоренными темпами принять закон о корректировке демпфера, а сделать это необходимо уже с 1 марта. Иначе риски для топливного рынка остаются высокими», – говорит эксперт.
Сейчас на топливном рынке сложилась нетипичная ситуация, объясняет Дьяченко. Экспортные котировки бьют рекорды, при этом на внутреннем рынке оптовые и отчасти розничные цены находятся в относительно стабильном состоянии по крайней мере последние три недели. Это объясняется снижением спроса на топливо из-за распространения «омикрона» и новых ограничений. По сравнению с январем прошлого года он упал примерно на 20 %, что привело к формированию товарных излишков у розничных продавцов. Но положение может измениться в любой момент, как только волна заболеваемости пойдет на спад.
Правительство пытается сыграть на опережение, но на самом деле это надо было делать гораздо раньше, соглашается с коллегой вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.
«Мы прекрасно понимаем, что на носу весенне-летний сезон, при этом не понимаем, какой будет ситуация с коронавирусом, будут ли открыты границы и лицензирован «Спутник». Поэтому есть высокая вероятность, что этот сезон мы все опять проведем в России. Соответственно, это будет означать повышение потребления и рост цен, как биржевых, так и розничных – рассуждает аналитик. – Изменения демпфера в июле никак бы не помогли сдержать этот процесс, потому что к этому времени цены достигли бы пика. Сейчас трейдеры, которые в марте-апреле начнут формировать товарные запасы к майским праздникам, хотя бы понимают, что какое-то ограничение верхней ценовой границы будет и биржа не будет расти так безумно, как в прошлом году. Не факт, что это сработает, но уже хорошо, что правительство что-то делает».
Фото: Anton Belitsky / Global Look Press / globallookpress.com