В Приангарье оказалось самое дорогое автомобильное топливо в Сибири. Почему регион с собственной нефтедобычей и производством бензина больше всех тратит на АЗС – в материале «ФедералПресс».
Бухгалтерия километров
По меркам севера Иркутской области Иван Маслов – человек очень состоятельный. Зимой его средний ежемесячный доход составляет 500 тысяч рублей. Такие деньги в месяц приносит фура, на которой Иван по зимнику возит грузы в Якутию. На один рейс туда-обратно и межрейсовое обслуживание уходит как раз тридцать дней. Правда, по словам сибиряка, считая доходы, не следует забывать о расходах. Из полумиллиона 50 тысяч следует вычесть на оплату кредита за машину, еще 150 тысяч уходит на техобслуживание грузовика. В 200 тысяч рублей обходится солярка. Из оставшихся 100 нужно что-то отложить на лето, поскольку с мая по октябрь дальнобойщики на севера не ездят. Как говорит Иван Маслов, «деньги невесть какие, но на жизнь хватает». Правда, каждый месяц цены на автозаправках растут и увеличивают затраты на топливо.
«В рейс надо брать не менее тонны солярки. Каждый раз ее найти – целая операция. Если брать на автозаправке по цене почти 60 рублей за литр, то в лучшем случае съездишь в ноль. Поэтому приходится крутиться, искать, где подешевле. В стоимость рейса эти 50 рублей за литр не включить, иначе получится такая цена, что ни один грузоотправитель не согласится с тобой работать. Этот «зимник» еще отработаем. Но это уже предел, если цена на солярку продолжит расти, то ездить станет просто невыгодно», – делится дальнобойщик.
С ним согласны и владельцы авто с меньшим аппетитом. По данным опросов аналитиков, среднестатистический автомобилист в Иркутске в режиме «дом – работа – дом» с учетом воскресной поездки по магазинам тратит на бензин 2000 рублей в неделю. Еще год назад на это хватало 1500 рублей.
География ценников
Иркутская область лидирует по стоимости бензина в Сибирском федеральном округе. С начала 2022 года топливо подорожало примерно на 12 копеек за литр. Сейчас средняя цена литра бензина в регионе – 52 рубля 4 копейки, 92-го – 48 рублей 17 копеек. 95-й обходится в 51 рубль 51 копейку, 98-й – в 61 рубль 68 копеек. Дизель тоже недешевый – 58 рублей 87 копеек за литр.
Внутри региона цены распределяются так же неоднородно. Средняя цена за литр бензина АИ-92 в Усть-Илимске составляет 48,73 рубля, АИ-95 – 52,02 рубля, дизельного топлива – 61,27 рубля. В Иркутске литр АИ-92 можно купить за 47,92 рубля, АИ-95 – за 51,39 рубля, дизеля – за 58,75 рубля. В Братске литр АИ-92 стоит 48,54 рубля, АИ-95 – 51,51 рубля, дизельного топлива – 57,86 рубля. В Ангарске цена за литр АИ-92 составляет 48,11 рубля, АИ-95 – 51,55 рубля, дизеля – 59,08 рубля.
Парадоксы рынка
Автомобилисты региона, заглядывая в собственный кошелек, все чаще задаются вопросом, почему при высоких ценах на нефть регион, который эту нефть добывает, получает такой дорогой бензин? Кроме того, в 50 километрах от областного центра в городе Ангарске расположен крупный нефтеперерабатывающий завод. К слову сказать, топливо из Ангарска на заправки Приангарья не попадает, оно уходит в основном в Монголию. Если не считать низкосортного топлива, которое гонят на подпольных «самоварах» из краденой на АНХК нефти, то весь бензин и солярка в Иркутской области имеют омское или красноярское происхождение. По мнению финансовых аналитиков, такая логика диктуется долгосрочными контрактами производителей и самой системой топливного рынка. Финансовый эксперт Александр Лосев считает, что именно рост стоимости нефти в мире так или иначе способствует повышению цен на заправках.
«Розничные цены на бензин зависят от спроса и предложения. Так как в России действует механизм демпфера, нельзя сказать, что цены зависят полностью от конъюнктуры рынка. Но даже с демпфером сдерживать рост цен на бензин в России удается с трудом. Также очень значимым остается фактор налогообложения нефтяников, и особенно – высоких акцизов на нефтепродукты. Более 45 % розничной стоимости бензина в России занимают налоги и акцизы», – утверждает эксперт.
Также на ценники на заправках влияют сезонные и погодные факторы. Например, холодная зима стимулирует увеличение потребления топлива и способствует росту цен. Имеет значение и фактор ограниченного предложения, особенно в отдельных регионах – чем меньше предложение, тем выше цена. Исходя из этих соображений эксперты делают вывод: снижения или хотя бы стагнации цен ждать не стоит. Весной начнется посевная кампания, а это значит, что спрос на топливо, в основном на дизельное, вновь возрастет. Это повлечет за собой новое переписывание ценников на АЗС.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Аталыкова