Санкции кардинально изменили экономические условия в России, ограничив возможности использования золотовалютных резервов Банка России для стабилизации валютного рынка. Об этом заявила на экстренной пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Что еще она сказала и как это повлияет на нашу жизнь – объясняем в материале «ФедералПресс».
Первое: ЦБ приостанавливает валютные интервенции на рынке, теперь продавать валюту должны экспортеры (80 %).
Второе: динамика курса валют влияет на цены в сторону повышения.
Третье: чтобы смягчить последствия этого влияния, банкам запрещено изменять условия по действующим кредитам. При этом действия ЦБ направлены на привлечение в банки денег. В первую очередь здесь можно вспомнить одномоментное повышение ключевой ставки с 9,5 % до 20 %.
В ответ банкам рекомендуется не применять штрафные санкции к тем кредиторам, кто допускает просрочку платежей, при этом ЦБ готов помогать им с реструктуризацией кредитов
Экономисты позитивно оценивают главные тезисы выступления главы Эльвиры Набиуллиной, как и действия ЦБ в целом.
«ЦБ в этот раз довольно эффективно себя ведет. Первое – гасит всплески на валютном рынке, принимая целый ряд мер по поддержанию ликвидности.Логично, что, если они дают послабления банкам в части того, по какому курсу они исчисляют свои нормативы, второй шаг – дать клиентам этих банков определенные гарантии с тем, чтобы они в этой ситуации не оказывались крайними», – говорит главный инвестиционный стратег БКС Максим Шеин.
Что касается невозможности использования ЗВР для поддержания валютного рынка, то основная функция резерва все же обеспечение и подстраховка внешнеэкономической деятельности, так что в сложившихся условиях именно она должна быть первичной, напоминает эксперт.
«Если смотреть с точки зрения поддержания курка рубля, то наиболее эффективными, на мой взгляд, являются меры по ограничению движения капитала и продаже 80 % валютной выручки экспортерами», – отмечает главный экономист «УРАЛСИБ-Кэпитал» Алексей Девятов.
Он в то же время сомневается в необходимости столь резкого подъема ключевой ставки, на который пошел ЦБ. В текущих условиях процентный канал привлечения средств в банки, по мнению Девятова, будет малоэффективен.
«С другой стороны, в результате санкций инфляция тоже ускорится, и с этой точки зрения какое-то повышение вполне оправданно», – рассуждает экономист.
Кстати, это могут быть не последние меры ЦБ в сложившейся ситуации, полагает Максим Шеин.
«ЦБ может перейти, например, к прямым покупкам на свой баланс облигаций федерального займа. Особенно если их будут активно продавать нерезиденты после снятия действующего ограничения. Или, как кредитор последней инстанции, выкупать зависшие долги», – перечисляет эксперт.
Впрочем, в условиях высоких цен на нефть и отсутствия эмбарго на ее поставки для стабилизации ситуации вполне может быть достаточно и уже предложенных мер, думает Девятов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Экономический кризис