Спецоперация в Донбассе и конфликт с Украиной выявили несколько значимых факторов: агрессивная информационная война, напряженность среди россиян и потенциальные финансовые проблемы. В связи с последними геополитическими событиями, как сообщили «ФедералПресс» источники, сейчас рассматривается вопрос о переносе выборной кампании 2022 года на 2023-й. Эксперты издания оценили возможность такого решения.
Негатив от коронавируса
Два года жизни в условиях ограничений от коронавируса должны были весной получить виток в виде смягчения ограничений и снижения темпов заражения новым штаммом «омикрон». Однако, подчеркивает источник «ФедералПресс», из-за плотности событий на Украине – событие ушло на задний план.
«Не особо сгладит сейчас настроение и приход весны, с которой традиционно совпадает праймериз «Единой России» и съезды других политических партий», – отмечает источник.
Политолог Ольга Грабовецобращает внимание, что предвыборная повестка будет формироваться под влиянием ситуации в обществе, а экономическое и социальное положение найдут отражение в программах кандидатов.
«Но работать с этим будет непросто. Если в ходе предыдущих кампаний мы отмечали рост запроса на защиту и заботу, то сейчас, с одной стороны, этот запрос как никогда велик, а с другой – к предвыборной кампании он может перерасти в скепсис. Тренд на открытого, простого и «близкого» кандидата вполне вероятно может смениться на сильного, волевого и авторитетного. При этом ожидаемо будут попытки манипулировать темой выборов и попытки вмешательства извне. К этому надо быть готовыми», – считает Ольга Грабовец.
Санкции на выборы
Введенные в отношении России санкции получат первое свое «подтверждение» в жизни обычных граждан где-то в конце весны-летом этого года, что также попадает на пик выборной кампании.
«При этом о законах для поддержки населения на фоне коронавируса говорят последние два года. Но ситуация ухудшается – цены растут, что отмечает даже Росстат. Насколько все поднимется в цене после санкций, пока можно только предполагать», – подчеркивает источник «ФедералПресс», добавляя, что это все отражается на настроении россиян.
«Что касается настроений, надо понимать, есть те, кто против операции на Украине. С ними будет очень тяжело работать и договориться. Эта аудитория, скорее всего, уйдет либералам и тем, кто против проведения кампании в Донбассе. Однако большинство россиян – за проведение операции, как показывают опросы», – считает политтехнолог Юрий Янкин.
Эксперт также обращает внимание: надо понимать, каким образом санкционная политика повлияет на жизнь простых граждан, и какие будут экономические позиции у страны.
«Мы не можем знать, что будет в долгосрочной перспективе. Будет ли Европа продолжать санкционную политику, как выстроятсяотношения с Украиной. Никто не может быть уверенным, что ситуация будет развиваться по определенному сценарию – она может пойти, как в лучшую, так и в худшую сторону», – считает Юрий Янкин.
Соцсети под запретом
Источник «ФедералПресс» указывает: последние десять дней показали, как себя ведут социальные сети, какой акцент выбирают по отношению к России, какой контент продвигают.
«Рассчитывать, что они не будут создавать таких информационных волн, как сейчас, – глупо. Тем более, в пик политической активности России», – считает инсайдер.
При этом значительная часть кампаний кандидатов давно проходят в именно в социальных сетях, с использованием таргета.
«Если к началу избирательной кампании не будет урегулирован конфликт с Украиной, то мы все прекрасно понимаем – вряд ли социальные сети будут работать с российскими политиками. Но у нас пока остаются платформы «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram, который сейчас стал практически основной платформой. Вероятнее всего, придется отказаться от «Фейсбука» и «Инстаграма», – считает Юрий Янкин.
Руководитель Центра политических исследований и технологий Григорий Киселевуверен, что серьезным вызовом для предстоящих избирательных кампаний станет прессинг российского сегмента со стороны западных соцсетей.
«Обычно эти площадки становились одними из ключевых в вопросе продвижения кандидата. Сейчас, когда старые технологии неактуальны, формирование узнаваемости политика идет преимущественно через таргет. На данный момент Meta заявляет, что таргет запрещен российским СМИ, так или иначе связанным с государством. Можно предположить, что риторика в отношении политиков будет еще жестче, и там речь может дойти вплоть до блокировки, предположим, если ты вообще политик из Крыма или Донбасса», – говорит Григорий Киселев.
Эксперт обращает внимание, что при таком раскладе остается TikTok, алгоритмы которого до конца непонятны многим технологам. Плюс там отсутствует территориальная привязка, важная при работе на округе. Остаются также «ВКонтакте», который оказался сложным в юридическом плане при индивидуальной работе с кандидатом, «Одноклассники» и Telegram.
«С одной стороны, достаточное количество площадок для работы. Однако Instagram охватывает важные для многих электоральные группы. Все это нам говорит о важности развития своих отечественных соцсетей и платформ. До какой-то поры даже отечественный Telegram не был освоен рядом глав регионов. При этом он должен быть органичным, предлагать то, что нужно самим пользователям. Пока подобные проекты больше похожи как раз на искусственную попытку создать аналог, но он менее качественный и не удовлетворяет новые запросы», – заключает Григорий Киселев.
Выборы – издевательство на электоратом
Источник «ФедералПресс» подчеркивает, что сейчас россияне информационно перегружены и устали от многочисленных мнений и заявлений, поэтому им сейчас надо успокоиться, что возможно при налаживании не только традиционной повестки, но и повседневной жизни.
«И, в целом, вести сейчас кампанию, если учитывать настроение людей, просто издевательство над электоратом», – считает источник «ФедералПресс».
«Настроения в обществе, безусловно, отразятся на грядущей избирательной кампании. Людям в целом «не до выборов», и нет уверенности, что эта ситуация изменится к праймериз. Если повезет, то ближе к лету население обратит свой взгляд на предвыборные кампании. Хотя на сегодняшний день прогнозировать что-то очень опрометчиво», – выражает мнение Ольга Грабовец.
«С учетом текущих настроений выборы будет вести крайне сложно, поэтому разумнее всего смотреть в перспективе времени, опираться на социологические опросы, но возможен перенос выборов. Я не исключаю такого, и это в принципе будет логично. Но зависит от сроков завершения спецоперации», – говорит политтехнолог Юрий Янкин.
По словам эксперта, с одной стороны, перенос выборов – это хорошо, потому что с нейтральными людьми легче работать, а сейчас они «не просто подогретые, а перегретые».
«Но с другой, если спецоперация будет закончена в ближайшее время, то можно начинать говорить о старте избирательной кампании. И уже на патриотической волне политикам работать с избирателями», – заключает Юрий Янкин.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин