Из-за операции на Украине Западные страны ввели множество санкций по отношению к России. Закрывается ряд магазинов, останавливаются производства и прекращаются поставки автомобилей. Как все это отразится на доходах россиян? Насколько вырастет инфляция? Будет ли дефицит товаров? Стоит ли скупать крупы, тушенку, лекарства, а также технику и недвижимость, чтобы спасти сбережения? Нужно ли снимать все деньги с банковской карты или покупать доллары и евро?
На все эти вопросы «ФедералПресс» ответил директор образовательной программы «Экономика» СЗИУ РАНХиГС, доцент кафедры экономики Артем Голубев. Встреча прошла в общественном пространстве FREEDOM.
Артем Валерьевич, насколько все подорожает?
— Я ожидаю ускорения инфляции в среднем на 15 % в годовом исчислении. Какие-то товары будут дорожать в меньшей степени, какие-то – в большей. Практика показывает, что продукты питания почти всегда дорожают существенно больше, чем средний уровень инфляции.
Стоит ли скупать гречку и технику?
— Безусловно, определенные запасы – не лишние, но запасаться на годы вперед не стоит из-за ограниченного срока годности. Технику надо брать только ту, что нужно вам. И если это разумно. Нужно рационально подходить к своим тратам и подумать, вдруг вы потратите последние деньги на технику, а вам потом не хватит на еду
Насколько может подорожать гречка?
— Гречка имеет потенциал большой потенциал для роста цены. Цена на нее может вырасти до 40 %. Дело в том, что во время кризиса, люди замечают более дорогие товары более дешевыми. Например, вместо курицы берут гречку. В этих условиях возникает повышенный спрос на более дешевые продукты, он приводит к тому, что товары вырастают в цене в торговых сетях.
Почему людям кажется, что инфляция выше, чем ее объявили?
— Они судят по тем товарам, которые потребляют. Кроме того, чем беднее человек, тем больше он тратит денег на дешевую еду. В период повышения инфляции больше растут цены на дешевые товары, чем на дорогие, потому что происходит перераспределение потребления. У каждого своя инфляция: у бабушки она может значительно больше чем у олигарха. Каждый смотрит, как изменился его чек, когда он приобретает те же самые продукты
Как будет дорожать коммуналка?
— Я не думаю, что санкции как-то могут повлиять на энергокомпании. Тарифы, вероятнее всего, будут расти более быстрыми темпами из-за инфляции. Тарифы на коммуналку устанавливает государство. По моим ожиданиям, цены за год могут вырасти примерно на 10 %.
Каких товаров мы можем лишиться?
— Смартфоны мы можем купить через третьи страны. Коробочка с гаджетом весит немного, она небольшая. Это могут делать небольшие фирмы, которые как раз готовы рисковать. С автомобилями больше проблем, но и здесь нам в помощь, например, тот же Казахстан, другие страны бывшего Советского Союза и прочие страны. Однако это будет сказываться на цене.
Что будет с лекарствами?
— Лекарства западного производства, вероятнее всего, как минимум подорожают. Однако можно предположить, что предприниматели под кризис начнут повышать цены несоизмеримо больше, чем вырос курс евро. Вряд ли иностранным компаниям запретят поставлять лекарства. Ведь этими мерами урон государству сложно нанести. Здесь урон населению и потом, это потеря очень значительного рынка для европейских и американских компаний.
Какие будут ставки по ипотеке?
Когда ЦБ поднял ставку до 20 %, это означает, что средние ставки по ипотеке будут значительно выше 20 %, то есть можно ожидать в районе 25 %. За исключением каких-то спецпрограмм. Но пока непонятно, что у нас будет с пополнением бюджета. Я думаю, что государство не будет торопиться принимать решение субсидировать. Если миллионы людей начнут брать ипотеку, то бюджета не хватит.
Стоит ли покупать валюту? Как сохранить сбережения?
— Если у вас деньги только в безнале, на картах, то вы рискуете при неблагополучном развитии событий остаться к своим же финансовым ресурсам. Часть денег стоит перевести в наличную форму, в том числе иностранной валюты. Но бежать все снимать, или все переводить, с моей точки зрения, запредельно.
Наверное, уже поздновато обменивать деньги на иностранную валюту, но какую-то часть резервов перевести было бы логично. Сегодня едва ли доллар дешевле, чем 110–120 рублей, а банки увеличили разницу между покупкой и продажей. Если он уйдет выше, то у людей будет возможность его дороже продать. Но банки будут его покупать ниже, чем официальный курс, поэтому я не думаю, что можно заработать, и даже, наверное, сохранить и спасти свои накопления в условиях текущей ситуации. Я думаю, что мы не увидим стоимость доллара на былом уровне. Когда относительно все успокоиться, курс по доллару будет 80-90, а по евро 90-100 рублей.
Стоит ли вкладываться в недвижимость?
— Отдаленные от Петербурга участки можно приобретать, чтобы там жить, а не для того потом их продать. Если они далеко от мегаполиса, то не факт, что цены на них вырастут за пару лет, и это будет выгодное вложение. Чтобы быть инвестиционно привлекательными, участки должны быть близко к мегаполису, а квартиры – в самом мегаполисе.
Что делать с брокерскими счетами?
— Если вы уже купили ценные бумаги, то я бы не советовал их продавать, так как уже поздно. Конечно, они могут опуститься вниз, но вы уже потеряли существенно – до нуля они не снизятся. Ситуация изменится. Надо просто осознавать, что те вложения, которые вы осуществили, долгосрочные: на три, на пять, на семь, может даже на десять лет. Через пять-семь лет цены на акции будут в разы выше. Сейчас фиксировать убыток, наверное, глупо.
Какие компании могут пострадать?
— Немногочисленные компании, которые работают на иностранном сырье или комплектующих. У нас электроника вся импортная, от чего пострадают высокотехнологичные товары, продукция оборонки, авиакомпании, строительные и судостроительные организации.
Каково положение «Газпрома»?
— «Газпромбанк» не попал под санкции. Кроме того, выросли мировые цены на газ, но это не означает, что у «Газпрома» одномоментно вырастают цены, так как они по контрактам долгосрочные, но на будущих ценах это отразится. «Газпром» может выиграть от этой ситуации.
Что будет с другими банками?
— Сейчас наложены санкции на госбанки. Однако я не думаю, что это приведет к их банкротству, но я не исключаю слияния банков. «Сбер» с ВТБ вряд ли сольются, а вот, например, ВТБ с, условно говоря, «Россельхозом» или другими, которые не попали под санкции, могут.
Как долго может продлиться кризис?
— Нам нужно настраиваться, что легко в ближайшие годы не будет. Чтобы выбраться из этой ситуации понадобятся годы, изменение с взаимоотношения с иностранными партнерами. Сейчас ситуация напоминает 90-е годы. Тогда экономика находилась тогда в рецессии (снижении), потом в стагнации (отсутствие существенного движения) – это закончилось кризисом 1998 года. После чего год-полтора началась мобилизационная экономика. Все закончилось приходом новых молодых активных людей в конце 1999 года.
Если мы пойдем по пути, который у нас был более 20 лет назад, то, скорее всего, мы будем переходить к мобилизационной экономике, но возникает вопрос, будут ли у нас политические изменения. Приход новых молодых активных людей может способствовать более значительному и скорому изменению ситуации в России.
Будет ли как в Советском Союзе?
— Если говорить о более долгосрочном развитии, при худшем развитии ситуация будет напоминать Советский Союз. В доступе будет определенный перечень доступных товаров для широкого круга лиц, но он будет очень узкий по сравнению с тем, чем мы привыкли за последние четверть века. Но это худший вариант.
Ухудшится ли экономика Западных стран из-за введенных ими санкций против России? Возможен ли мировой кризис?
— Ситуация с эскалацией конфликта на Украине может привезти к внеочередному экономическому кризису. Вся эта ситуация может повлиять на то, что новый кризис произойдет вне всяких сроков. Уже через два года. Страны пытаются минимизировать последствия, например, никто не запрещал иностранным компаниям покупать российские сырьевые товары: нефть, газ, металлы, удобрения и так далее. В условиях этих санкций действительно пострадал бы весь мир.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Санкции против России