Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Поддержка бизнеса, цены на продукты и закрытие зарубежных предприятий

Несколько торговых сетей ограничили наценку на самые популярные продукты
Несколько торговых сетей ограничили наценку на самые популярные продукты

Всю предыдущую неделю жители Приволжья наблюдали шквал иностранных санкций, которые обрушились на Россию вследствие спецоперации на Украине. О том, как реагируют на новые условия государство, бизнес, ценовая политика и рынок регионов ПФО, – в материале «ФедералПресс».

Бизнесу пообещали поддержку

4 марта Госдума приняла законы о социально-экономических мерах по поддержке граждан. В их числе – то, что поможет малому и среднему бизнесу продержаться на плаву в период санкций. Пока что речь идет только о кредитных каникулах. Также правительство получило право оперативно повышать пенсии.

В регионах Приволжья начали создавать координационные штабы для предотвращения негативных явлений в экономике и социальной сфере. Один из них открылся в Нижегородской области, там сейчас уже готовится пакет мер по обеспечению поддержки бизнеса.

В Татарстане разработали республиканский план поддержки предприятий и граждан во время кризиса. Его основные задачи – обеспечение населения товарами первой необходимости, поддержка предприятий и отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, и поддержка малого и среднего предпринимательства. Особо пообещали помочь нефтегазовой, машиностроительной и сельскохозяйственной отраслям. В Перми начали консультировать работодателей и сотрудников, пострадавших от западных санкций. Справочный пункт создан в том числе и для решения проблем трудоустройства сокращенных сотрудников.

По мнению заведующего кафедрой мировой экономики и информатики и профессора НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Руслана Вакуленко, региональные власти сейчас оптимизируют федеральные программы по поддержке бизнеса под свои регионы.

«Поскольку Нижегородская область – наукоемкий регион, у нас делают упор на импортозамещение. Рассматриваются также идеи отступать от патентной политики в отношении товаров и услуг, которые раньше нам поставляли зарубежные партнеры. Если российские предприятия смогут производить их сами – им позволят отступить от патентов. Сейчас мы видим, что государство грамотно поставило приоритеты для бизнеса. В частности, автокластер России в состоянии производить более широкий спектр деталей, нежели сейчас – так можно будет заменить импортные комплектующие. В целом сейчас нужно двигать предпринимателей через инвестполитику и расширять масштабы поддержки»,– рассказал эксперт.

Заместитель директора экспертной группы Veta Михаил Кураженков заявил, что в обсуждении мер поддержки однозначно должны участвовать представители среднего и малого бизнеса.

«Очень интересно, что придумают в штабе, еще интереснее – как воплотят, потому что пандемийные меры во время первого локдауна бизнес вряд ли счел реально полезными. Бизнес очень разный: есть те, кто хоть и со сложностями, но будет актуален всегда, а есть те, кому лучше сейчас ликвидировать дело, чтобы не увеличить сумму обязательств. Кредитные и налоговые каникулы, однозначно, полезны с учетом уровня закредитованности и налоговой нагрузки бизнеса, однако до конца не ясны возможности властей и банков, которым самим непросто. В прямых выплатах здесь и сейчас также ничего плохого нет. Полезным для отдельных отраслей может оказаться санкционирование использования активов иностранных компаний», – рассуждает эксперт.

Михаил Кураженков считает, что сейчас в бизнесе решается сложнейший вопрос, так как импортозамещение происходит не мгновенно.

Продукты не подорожают?

В начале марта торговые сети «Ашан», «Магнит» и «Атак» ограничили максимальный размер наценки на ряд товаров до 5 %. Позже Федеральная антимонопольная служба сообщила, что к этой мере присоединяются «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

Речь идет о наценках от максимальной закупочной цены, фактически действующей на момент ценообразования. В число товаров с ограничениями по цене попали хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар и овощи «борщевого набора». Тем не менее Руслан Вакуленко считает, что государство достаточно оперативно отреагировало на проблему рынка.

«Цены не взлетят, если не будет перепродажи товаров от оптовых поставщиков к розничным по много раз – тогда наценка будет складываться. Такие ограничения – это временная мера, думаю, на решение, принятое торговыми сетями, повлияли в том числе и власти. Сейчас происходит перепривязка цен, которые ранее были мировыми, к внутреннему рынку. Ограничения для производителей тоже появляются, это уже началось. Без подобных мер цены все равно будут повышаться, а государству это не нужно, так как подобные ситуации создают угрозу лояльности граждан», – уточнил профессор.

Компании уходят с рынка

В начале следующей недели жители Приволжья недосчитаются вокруг многих привычных вещей. Например, о приостановке своей деятельности в России из-за ситуации вокруг Украины объявила шведская сеть по торговле мебелью и товарами для дома IKEA. В последний день работы точек в магазинах были огромные очереди – жители поволжских столиц опустошили полки почти полностью. Ранее аналогичное решение приняла шведская сеть H&M.

Массово уходят с российского рынка европейские, американские и прочие автомобильные компании. Об остановке производства и отгрузок уже заявили Volkswagen Group Rus, General Motors, BMW, Jaguar Land Rover, Renault, Toyota и многие другие. В связи со сбоями в цепочках поставок приостановил сборку автомобилей Lada самарский «АвтоВАЗ».

Несмотря на то, что представители концерна назвали ставшую причиной паузы нехватку чипов плановой, также было упомянуто, что детали производит компания Bosch, которая может приостановить производство в России. Сборку иностранных автомобилей Volkswagen и Skoda приостановили и цеха «Группы ГАЗ».

По мнению Вакуленко, практически все рыночные потери, связанные с уходом с российского рынка зарубежных компаний, можно восполнить из внутренних ресурсов страны.

«Все, что продавалось в IKEA, производится в России и Белоруссии. Мебель, подушки, матрасы и свечки мы сможем делать на тех же заводах, если компания примет решение окончательно уйти с рынка. Людям все равно, под каким брендом все это будет выпущено. Что касается сокращений – пока IKEA поддерживает сотрудников, они получают зарплату, чтобы в случае возврата на рынок не нужно было набирать новый персонал. Конечно, многие отрасли недополучат прибыль, как и государство – в виде налогов на зарплаты сокращенным работникам. В случае, например, с автоконцернами можно попробовать перепрофилировать сотрудников в рамках компании. Недостаток комплектующих – это решаемая задача, особенно с поддержкой государства. Вообще, если рынок недополучит в одном месте – он получит это в другом. Товарооборот с Китаем уже увеличился на 30–40% и будет расти еще», – утверждает эксперт.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Александр Тарасов, Евгений Поторочин; Aleksander Polyakov / Global Look Press / globallookpress.com

Сюжет по этой теме
24 января 2022, 12:00

Как жить дальше. Проект «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.