Антироссийские санкции с каждым днем набирают обороты, растут как снежный ком. Список компаний, покинувших Россию, исчисляется уже десятком листков. Насколько критичны для России вводимые ограничения? И насколько в прямой зависимости находятся спецоперация и антироссийские санкции? «ФедералПресс» выяснил у экспертов.
Нет никакой прямой зависимости между спецоперацией и санкциями, считает ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.
«Представьте себе весы: на одной чаше защита Донбасса, остановка кровопролития и создание пророссийской Украины, а на другой возможный экономический ущерб для России. Понятно, что тут не может быть никакого морального выбора», – считает эксперт.
По мнению политолога, невозможно достичь двух важных целей, о которых говорил Владимир Путин, – демилитаризации и денацификации–без смены действующего на Украине режима. А основополагающая цель заключается в том, чтобы создать дружескую Украину и пророссийское правительство в ней.
Эксперт уверен, что задача сегодняшней Украины – сохранить действующую власть. По его мнению, в процессе переговоров Украина может пообещать все что угодно: вплоть до признания Крыма и Донбасса. Они могут и на федерализацию Украины согласиться. Но лишь на словах. Ключевой вопрос: а кто даст гарантии, что через 5 или 10 лет этот сценарий снова не повторится и Украина снова не попадет в орбиту западного влияния, а русскоязычное население вновь не начнут подвергать гонениям?
«Россия сделала все, чтобы сохранить мир на Украине. 8 лет мы призывали Украину соблюдать минские соглашения. А там в прямом смысле плевать хотели на эти соглашения. Министр иностранных дел Украины Кулеба буквально за месяц до начала спецоперации сказал открытым текстом, что соблюдение минских соглашений приведет к распаду страны. Это говорит о том, что Украина и не собиралась их соблюдать. Россия же просто исчерпала всю мирную риторику», – говорит Блохин.
Санкции и экономическое давление – это единственный инструмент, который Запад может задействовать против России. Воевать за Украину Запад не хочет и не будет. Произошла настоящая геополитическая революция. Запад с середины 90-х годов работал с Украиной на всех уровнях, втягивал ее в свою орбиту. И буквально за несколько дней спецоперации Россия уничтожила все стратегические активы Запада на Украине.
«Понятно, что Запад в этой связи будет истерить! Еще бы – лишиться такого форпоста! На фоне этой истерии понятно, что многие вещи Запад делает в ущерб собственной экономике – цена на газ уже варьируется почти от трех до четырех тысяч долларов за кубометр. Америка забыла о принципах, переступая через себя, договаривается с Венесуэлой и Ираном. Ущерб для них налицо», – подчеркивает ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН.
Главное– что же они в итоге выберут: русофобию или собственный комфорт?
Между тем необходимо понимать, что решение принималось руководителем страны отнюдь не под влиянием эмоций, комментирует координатор движения «Русский Союз» Алексей Кочетков. Принимая это решение, президент взвешивал все риски и осознавал все последствия, которыеоно за собой повлечет. Все вопросы были взвешены многократно – другого выхода в любом случае нет.
«Я уверен, что руководство России оказалось в безвыходной ситуации. Мы вступили в горячую фазу настоящей борьбы с западным миром. Не со всем миром, как нам пытаются представить пропагандисты, в том числе внутренние, либерального толка. Сейчас идет борьба за будущую конфигурацию постколониального мира. Идет борьба с самой верхней фазой неоколониализма», – отмечает политолог.
Но нет поводов для паники: запас прочности у России достаточно большой, уверен Кочетков. Наша продовольственная безопасность находится на очень высоком уровне. Голода бояться смысла нет – мы находимся сейчас на пике развития нашей сельскохозяйственной отрасли. Мы полностью обеспечиваем внутренние потребности в продовольствии. Такого никогда не было в истории, например, Советского Союза. СССР в той или иной степени всегда закупал продовольствие за границей. В этом смысле Россия сейчас находится в более выгодном положении. Чего не скажешь о Западе: вместе с Украиной Россия производит 60% всей мировой пшеницы. А если еще вспомнить углеводороды, алюминий, никель, редкоземельные металлы и т. д.
«У нашей страны в наличии очень хорошо развитая научная база. Это страна, которая обладает всеми отраслями высоких технологий. Да, и у нас есть где-то прорехи, которые и появились «благодаря» либеральным реформам и позиции монетаристов. Но эти прорехи исправимы и восстановимы: была бы политическая воля и консолидация общества. Я думаю, что и то и другое присутствует», – комментирует координатор движения «Русский Союз».
По мнению Кочеткова, в обществе есть желание бороться за суверенитет, а у руководства страны достаточно политической воли. Сейчас мы наблюдаем уникальный случай: интересы общества и высшей власти полностью совпадают.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Санкции против России