В условиях западных санкций против России металлургия оказалась одной из отраслей отечественной промышленности, которая чувствует себя относительно неплохо: цены на металлы растут едва ли не каждый день, спрос на них хороший. Их же российским потребителям, наоборот, приходится несладко. Чтобы поддержать их и не допустить взвинчивания цен, правительство применит к металлургам ряд жестких мер. К каким результатам они могут привести – разбирался «ФедералПресс».
Перелом не за горами
До конца текущего месяца в России ожидается снижение цен на все виды металлов и полуфабрикатов на их основе. Столь смелый прогноз связан с итогами состоявшегося на прошлой неделе совещания под председательством заместителя министра промышленности и торговли России Виктора Евтухова с представителями крупнейших металлургических и металлоторговых компаний.
На нем Виктор Евтухов в жесткой форме заявил: «Цены, которые сегодня установлены на основные виды металлопродукции, нас не устраивают. Цены должны быть опущены. Для этого вы предоставляете нам себестоимость своего производства». Информация должна быть передана в Министерство промышленности и торговли России уже 14 марта.
На этом сюрпризы для капитанов металлургического бизнеса не закончились – далее Виктор Евтухов сообщил, что они обязаны ограничить торговую наценку к себестоимости уровнем 20–25 % и велеть то же самое сделать своим металлотрейдерам, только в их случае речь идет о 5–7 %.
«В прошлом году вы заработали кучу денег. Теперь нужно поработать на страну», – ошеломил их заместитель министра. Он дал понять, что тем, кто будет мухлевать, придется несладко: они могут за такие проделки получить «приглашение на беседу» в одно компетентное ведомство.
Кольцо блокады
Экспортное направление для российских металлургов не закрывается, они могут вывозить сколько угодно продукции, тем не менее должны обеспечить достаточное количество арматуры, труб, листа в стране. Впрочем, поставки за границу сейчас идут с большим трудом – то западные логистические операторы отказываются перевозить металл, то потребители не хотят его брать.
Сильные проблемы со сбытом в настоящее время испытывает «Северсталь» – после того, как власти Европейского Союза ввели санкции против ее владельца Алексея Мордашова, ее клиенты отказываются от закупок стального проката. Для «Северстали» прекращение продаж на европейский рынок не может не быть болезненным: она отгружала на него 2,5 млн тонн стали, зарабатывая 3,9 млрд долларов в год или примерно 34 % выручки.
Правда, в «Северстали» могут заявить, что потеря рынка Европейского рынка не так ужасна, как может показаться, что поставки могут быть переориентированы на другие рынки. Вот только рынки Азии или Африки не резиновые и там без «Северстали» производителей хватает.
Трудности подстерегают и группу НЛМК. Хотя пока ее бенефициар Владимир Лисин под санкции не попал (возможно, против него их тоже установят), однако у группы НЛМК есть прокатные предприятия в США и Европе. Американским заводам группа НЛМК не отправляет заготовку с 2019 года, они идут лишь в адрес европейских и любые перебои с их доставкой грозят последним приостановкой производства и убытками. Отобрать же их у группы НЛМК правительствам США и стран Европейского Союза – пара пустяков.
Не в лучшей ситуации оказалась и цветная металлургия. «Норильскому никелю» стало тяжело переправлять палладий – он транспортировался на пассажирских самолетах, и из-за прекращения полетов между Россией и остальным миром «Норильскому никелю» приходится искать альтернативные маршруты.
Следует ожидать и проблем с доставкой цветных металлов морским путем. Великобритания запретила входить в ее порты кораблям, имеющим любое отношение к России, ее примеру могут последовать и иные страны Европы. Значит, «Норильский никель» не сможет перевозить цветные металлы на судах.
Все выше и выше
Зато на внутреннем рынке российские металлургические компании ведут себя достаточно вольготно. Недаром с начала 2022 года стоимость стальной арматуры поднялась на 18–20 % до 76–78 тыс. рублей за тонну, оцинкованного листа – на 20–22 % до 112–116 тыс. рублей, водогазопроводной трубы – на 28–30 % до 77–80 тыс. рублей.
Причем проведение Россией специальной операции на Украине никак не повлияло на динамику цен – они упорно идут вверх. Одновременно дорожают бетон, кирпич и цемент. Неудивительно, что строители в разных регионах стали возмущаться безмерной жадностью производителей, желающих нагреть руки в условиях экономической блокады Запада против России. Машиностроителям тоже нелегко. Видимо, их претензии услышали в федеральном центре и решили взяться за металлургов по-серьезному – не прибегая к просьбам и уговорам.
Отечественные же металлургические компании по поводу положения дел с экспортом и их реакции на требования Министерства промышленности и торговли России предпочитают хранить молчание, словно нашкодившие школьники. Во всяком случае, на запросы автора статьи в пресс-службы «Евраза», «Северстали», «Мечела», Объединенной металлургической компании, Загорского трубного завода комментариев получено не было (между тем, в соответствии со статьей 39 закона «О СМИ» они были обязаны предоставить запрашиваемую информацию).
Комфортный уровень
По мнению отраслевых экспертов, планируемое ограничение торговой наценки не приведет к спаду выплавки черных и металлов или массовым банкротствам металлургических заводов.
«Наценка в 20–25 % для компаний будет приемлема, так как она позволяет продолжать работать в прибыль с учетом всех амортизационных затрат, – указали во «Фридом Финанс».– Однако данный уровень наценки значительно снизит рентабельность производств металлургических компаний».
Компенсировать финансовые потери внутри России металлурги смогут за счет экспорта на мировой рынок, считают аналитики «Фридом Финанс», где цены растут и расти будут.
«Учитывая преимущественно рублевую себестоимость у отечественных металлургов и высвобождение части законтрактованной продукции от поставок ввиду отказа от них со стороны потребителей (из-за границы. – Прим. ред.), освободившиеся объемы металлурги смогут вполне комфортно направить на внутренний рынок», – солидарен с ними Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал».
Зато инвестиционные проекты на металлургических предприятиях, по его мнению, будут пересматриваться, но не по причине ограничений, заявленных Министерством промышленности и торговли России, а вследствие трудностей импортом оборудования.
Возможность введения государственного регулирования цен на металлы (про него упоминал на совещании Виктор Евтухов) может принести реальную пользу экономике – оно позволит затормозить инфляцию в России.
«Это приведет к перераспределению маржи в пользу промышленности. Например, отечественные производители минеральных удобрений пользуются внутренними ценами на природный газ и успешно вытесняют с рынка европейских, которые не могут работать с прибылью по текущим ценам него. Такой же переход может случиться и в металлургической отрасли», – прогнозирует Артем Тузов.
Тогда легче будут себя чувствовать строительство и машиностроение, да и все отрасли экономики, где массово применяются сталь, медь алюминий и т.д. А владельцам металлургических компаний придется на время забыть про щедрые дивиденды, покупку новых яхт и вилл. Скромность, как известно, украшает всякого.
Фото: РИА Новости / Александр Коркка