На этой неделе Владимир Путин подписал закон о единых правилах электронного голосования на всех выборах в России. До этого проведение ДЭГ регулировалось временными законами и фактически существовало в тестовой форме. О том, как теперь будут проходить выборы различного уровня с применением электронных платформ, «ФедералПресс» узнал у политолога Евгения Семенова.
Как это устроено?
Принятый документ направлен на совершенствование законодательства в части дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Теперь система будет применяться как на федеральных выборах, так и на региональных – например, на выборах губернаторов. Голосовать граждане смогут только на официальных сертифицированных госплатформах типа ГАС «Выборы», в том числе региональных. Допускается в том числе использование специальных мобильных приложений.
Применять ли ДЭГ на конкретных выборах – решает избирком. Он же выбирает платформы, системы и устанавливает сроки электронного голосования. Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах остается за ЦИКом.
Кому нельзя участвовать?
Также документ содержит ряд важных изменений в самом избирательном законодательстве. Например, лица с погашенной или снятой судимостью по статьям, связанным с экстремизмом, не смогут избираться в течение пяти лет после ее погашения. Ранее им нельзя было выдвигаться на выборы только во время срока судимости. Та же мера отныне распространяется на людей, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Не смогут быть избраны президентом лица, которые причастны к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда. Руководители этих организаций не смогут баллотироваться на главные выборы в стране в течение пяти лет после решения суда, рядовые члены – в течение трех лет.
А что с иноагентами?
Минюст внесет сведения обо всех иноагентах, физлицах, выполняющих функции иностранного агента, и аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицах в единый реестр. Такие граждане смогут участвовать в выборах, но при соблюдении ряда условий.
В агитационных материалах их высказывания будут сопровождаться специальной плашкой (не менее 15% от площади листовки или плаката), информирующей об их иноагентском статусе. Такая же маркировка появится и на подписных листах, а еще агитацию кандидатов-иноагентов будут дополнительно проверять в избиркоме.
Изменится и структура избирательных комиссий. Отныне члены комиссии с правом совещательного голоса будут существовать только на уровне ЦИК и комиссий субъектов федерации. Их присутствие в окружных, территориальных и участковых избиркомах станет необязательным. При этом одна партия сможет направлять на участок не двух, а трех наблюдателей.
Как это контролировать?
По мнению политолога и руководителя Нижегородского филиала ФоРГО Евгения Семенова, на данный момент ДЭГ неплохо защищено от подделки результатов техническими средствами систем.
«О систему электронного голосования уже сломано достаточно копий, хотя в России ее опробовали только в шести или семи регионах. И, конечно, у людей все еще остаются сомнения в сохранении контроля за результатами голосования. Тем не менее независимые эксперты утверждают, что технология блокчейн способна обеспечить неприкосновенность данных при ЭГ так же, как она обеспечивает безопасность в финансовой и банковской сферах», – говорит эксперт.
При этом Семенов считает, что независимым экспертам нужно дать возможность проверять результаты голосования.
«Как именно это будет организовано – пусть решает избирательная комиссия. Возможно, позже будут выпущены дополнительные законные акты, инструкции или требования для осуществления общественного контроля над процедурой голосования. ЭГ в России применялось всего два-три раза, в дальнейшем эти технологии должны «шлифоваться» при участии граждан», – рассуждает политолог.
Фото: Федерал Пресс / Елена Сычева,Федерал Пресс / Елена Майорова