После выхода России из Совета Европы у нашей страны появилась юридическая возможность отменить мораторий на смертную казнь. Это вызвало широкую дискуссию в российском обществе. Так, партия ЛДПР выступила с предложением провести референдум по этому вопросу. В то же время русская православная церковь против установления в России смертной казни. Возможно ли возвращение «высшей меры»? Читайте в материале «ФедералПресс».
Руководитель Института политических исследований Сергей Марков уверен, что государство сейчас не будет вводить смертную казнь, учитывая как внешнеполитические события, так и положение дел внутри страны.
«Россия к этому не готова. И что очень важно: к возвращению смертной казни не готовы российские элиты. В этом отношении они консолидированы: никаких казней вводиться не должно», – пояснил эксперт.
По словам Маркова, это четкая позиция российских властей, которая не меняется уже много лет. Возвращение смертной казни может быть реальным в том случае, если внутри самой России возникнет мощное социальное противостояние между различными группами.
«Если мы будем наблюдать определенные элементы гражданской войны, если в стране наступит полный уголовный или политический беспредел», – уточнил глава Института политических исследований.
Однако, на текущий момент такого уровня противоречий в российском обществе нет, заметил собеседник «ФедералПресс».
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что возвращение смертной казни возможно, но вряд ли вероятно в текущих условиях.
«Смертная казнь – это, в первую очередь, инструмент: как физического уничтожения, так и психологического воздействия. Но есть ли те, на кого нужно воздействовать, есть ли такая надобность?» – рассуждает политолог.
Многие сторонники смертной казни говорят, что смертная казнь необходима для того, чтобы убийцы получали равноценный ответ, напомнил Дмитрий Журавлев. Однако он считает это решение сложным с этической, психологической и правовой точки зрения.
«Смертная казнь нужна в том случае, если деятельность преступника может привести к тяжелым последствиям», – предполагает эксперт.
По его мнению, высшая мера наказания может быть введена в случае, если социально-политическая ситуация будет деградировать.
«Кровь хороша, когда малая кровь не позволяет пролить большую. Но как будем мерить, малая она или большая? Если ситуация обострится – на Украине или у нас – и встанет вопрос о потрясении самих основ общества, возвращение смертной казни будет иметь хоть какой-то смысл. Во всех остальных случаях ее возвращать не стоит», – заключил Дмитрий Журавлев.
Правозащитник, юрист, адвокат Матвей Цзен пояснил, что выход России из Совета Европы не значит автоматического возвращения к высшей мере наказания. В юридическом плане это возможно, если законодатель отменит соответствующий мораторий и установит смертную казнь. Но ее введение вступило бы в определенные противоречия с основным законом страны. Российская конституция хотя и допускает смертную казнь, но посыл документа однозначен: страна стремится к ее отмене.
Правозащитник подчеркнул, что на текущий момент серьезных предпосылок для возвращения «высшей меры» нет.
«Я не думаю, что в целом это хорошая идея. Не готов сказать, что большинство людей ее поддерживают. Как правило, высказывания в поддержку смертной казни эмоциональны: человек видит зло и хочет, чтобы оно было наказано. Но это не означает, что тот же человек, будучи присяжным, примет решение о казни другого», – заметил Матвей Цзен.
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев