Свердловская область готовится к посевной кампании в условиях санкций и экономического кризиса. Фермеры опасаются перебоев с поставками запчастей для сельхозтехники, гербицидов и семян. О том, когда прорыв в селекции свердловского картофеля приведет к революции на рынке, почему на Среднем Урале нет собственных сортов моркови и чего аграрии боятся больше, чем санкций, – в материале «ФедералПресс».
«Импортные сорта не вызревают в холоде»
Лучше всего в Свердловской области обстоят дела с собственными сортами пшеницы, ячменя и других зерновых культур. Их уже много лет выводят в Уральском НИИ сельского хозяйства, рассказывает ведущий научный сотрудник, кандидат сельскохозяйственных наук Андрей Безгодов.
«Наши сорта занимают 80 % посевной площади раннеспелой пшеницы. Они конкурентоспособны по хлебопекарным качествам, к тому же импортные сорта не вызревают, когда холодно и идут затяжные дожди, не все из них выдерживают и засуху. Конкуренты в наших условиях – только самарская и ульяновская селекция, а также несколько немецких сортов», – хвалится он.
Экономист о провале импортозамещения: «Сейчас люди уже включат головы»
Директор компании «Семена Урала» Дмитрий Орехов говорит, что из импортных сортов выращивает только рапс. Раньше была и кукуруза, но с ростом цен пришлось перейти на менее качественный кубанский сорт. Тем не менее, зависимость от поставок из-за границы у семеноводов есть.
«Гербициды, пестициды, протравители все импортного производства, а нормальные семена без них не прорастить. Есть дженерики, но качество при их использовании падает. Удобрения, которые производят в России, в основном отгружают на экспорт. Поэтому потребности на сегодняшний день закрыты только на 50 %, остальное, может быть, привезут к концу посевной», – сетует аграрий.
«Три-четыре года мы будем зависеть от импорта»
Иная ситуация складывается с картофелем. Хотя в рамках специальной программы, которая действует уже пять лет, каждый год появляется один, а то и два сорта, пока они полноценно не вышли на рынок.
«Импортные сорта на сегодняшний день превалируют, потому что российская селекция только начинает разгоняться. В ближайшие три-четыре года мы будем сильно зависеть от импорта, потому что сами находимся в стадии суперэлит. Это первичный семенной материал, который нужно интенсивно размножать два-три года, чтобы его можно было бы предложить крупным хозяйствам», – объясняет владелец компании «Картофель», зампред Союза овощеводов Игорь Картузов.
Еще хуже дела с овощами, из которых для Свердловской области особо значимы морковь и свекла: капуста и тепличные культуры не так популярны из-за климатических факторов. Едва ли не сто процентов корнеплодов на Среднем Урале – импортные сорта.
«Я за всю жизнь не встречался ни с одним селекционером моркови и свеклы. Я не могу назвать ни одного российского сорта моркови», – негодует Картузов.
«Переходить на производство винограда»
Ученые считают, что для победы над импортом необходимо больше государственной поддержки. В частности, хотя на федеральном уровне профильным НИИ разрешили получать дотации и субсидии для аграриев, в Свердловской области такого решения пока не принято.
«Иностранные компании заходят в Россию, приобретают посевную площадь и строят семеноводческие заводы, вкладывая деньги в качественную подготовку семян. А институты работают на старом оборудовании, которому от 30 до 50 лет. Поэтому объемы производства и качество не соответствуют потребностям», – говорит Андрей Безгодов.
Институтам нужны не только новое оборудование, но и новые кадры, подчеркивает Игорь Картузов. По его словам, вся селекция уральского картофеля держится на главном научном сотруднике НИИСХ Елене Шаниной, а специалистов по корнеплодам и вовсе нет. Бизнесмен считает, что привлекать ученых можно, например, при помощи льготного жилья.
Но главной проблемой может стать глобальное потепление, которое не только сделает бесполезными старые разработки, но и полностью изменит облик сельского хозяйства Свердловской области. Как прогнозирует Картузов, если засухи продлятся еще год, картофелеводы задумаются о переезде в Сибирь.
«Семенной материал начинает накапливать усталость от жары и засухи, это сказывается на урожае. У него нет иммунитета, он начинает поражаться болячками, которыми в жизни не поражался. Это мы видим повсеместно. Если это не прекратится, надо будет что-то менять в культурах – грубо говоря, переходить на производство винограда или раннего картофеля», – заключил хозяйственник.
Фото: Ondrej Hajek / CTK / globallookpress.com
Сделано в России