Зачем конкурировать на рынке рекламы в интернете, если можно договориться: именно такому принципу последовал американский ИТ-гигант Facebook** (ныне Meta* Platforms, владеет соцсетями Instagram** и Facebook**), когда пошел на сговор с другой крупной цифровой корпорацией Google (владеет видеохостингом YouTube). Однако тайной сделка оставалась недолго и уже привлекла внимание регулирующих органов, оказавшись в центре антимонопольного расследования как в США, так и в Европе.
Суть сговора заключалась в том, что Facebook** фактически получал такие преференции, о которых другие партнеры Google даже не задумывались. Руководители шести из более чем 20 компаний, которые сотрудничали с ИТ-гигантом, сообщили, что их соглашения с владельцем YouTube не включают многих из тех щедрых опций, которые предоставлялись Facebook**.
Сегодня ситуация не сильно изменилась. «Глобальный цифровой рынок представляет из себя олигополию – техногиганты тайно сговорились и поделили рынок на сферы своего влияния, по факту конкуренции между корпорациями нет. Так, Google досталась онлайн-реклама и доминирование в части видеоконтента, а Mеta* – соцсeти», – считает руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сeти «Интернет» Александр Малькевич.
IT-эксперт о реакции отрасли: «Санкции стимулировали поиск альтернатив»
Инцидент с раскрытием монопольного сговора вновь заставил мировое сообщество задуматься об опасностях, которые может повлечь за собой подобная сделка между крупнейшими игроками рынка. Беспокоит регуляторов и то, что весь процесс изначально прошел максимально незаметно: Fаcebook** сообщил, что он присоединился к программе Google, одной строкой в блоге в декабре 2018 года. При этом никакого упоминания о предоставленной «конкурентом» особой информации и преимуществах в скорости не было.
На деле эти данные становились решающим фактором. Согласно судебным документам, у Fаcebook** было 300 миллисекунд для подачи заявки на рекламу. Руководители других компаний-партнеров Google сказали, что у них обычно было всего 160 миллисекунд или даже меньше. На рынке онлайн-рекламы, где исход аукциона может зависeть от доли секунды, преимущество в скорости автоматически делало корпорацию Цукерберга победителем.
Помимо этого, ИТ-гигант имел прямые платежные отношения с сайтами, на которых должна была появляться реклама: другими словами, он знал, кому именно показываются его объявления. По словам руководителей других компаний, им нужно было обращаться за информацией к Google и фактически верить ему на слово. Вдобавок ко всему Fаcebook** мог идентифицировать 80 % мобильных пользователей и 60 % веб-пользователей.
В ответ на столь щедрые бонусы корпорация Цукерберга обязалась участвовать в торгах как минимум на 90 % аукционов и тратить определенную сумму денег – до 500 млн долларов в год к четвертому году действия соглашения. И даже на случай провала у заговорщиков был план – техногиганты договорились о взаимном сотрудничестве и помощи, если попадут под антимонопольное расследование на предмет данного партнерства.
Первыми тревогу забили на родине ИТ-гигантов. В декабре 2020 года десять американских штатов заявили, что вышеупомянутые компании фактически монополизировали рынок интернет-рекламы, что привело к удорожанию товаров и услуг для американцев, а также ущемлению других рекламных партнеров Google. Начались судебные разбирательства. В тексте иска утверждалось, что Google и Facebook** вступили в сговор, чтобы поделить рекламный рынок в сeти и при этом избежать конкуренции друг с другом. Fаcebook** получал доступ к некоторым секторам рынка интернет-рекламы, а Google сохраняла лидирующую позицию на нем в целом. Также, по словам обвинителей, обе компании координировали свои действия при аукционах, где распределялись заказы на рекламу.
Вслед за США в марте 2022 года рекламный сговор привлек внимание европейских регуляторов. Антимонопольные органы Евросоюза и Великобритании начали официальное антимонопольное расследование в отношении Google и Mеta Platforms* из-за незаконного манипулирования ценами на рынке онлайн-рекламы. Проблема заключалась еще и в том, что у европейцев нет своих собственных крупных бигтех-компаний, которые смогли бы составить конкуренцию Meta* и Google, а также сервисам Facebook**, Instagram** и YouTube, которые в них входят. Рынок и так по сути монополизирован корпорациями из США, а существование сговора еще больше усугубляет положение дел.
Это, как считает Александр Малькевич, еще раз доказывает, что ИТ-гиганты «держат ЕС в заложниках». «Американские корпорации действуют скоординировано и обеспечивают доминирование в Европе «правильной» американской точки зрения на события в мире, по методичкам, получаемым из Вашингтона. Альтернативные источники информации (например, каналы RT на YouTube) нещадно цензурируются либо вообще искореняются. Фактически США уже давно развернули цифровую диктатуру в Европе, и по всему миру», – подчеркивает он.
Эксперт уверен, что если бы не скоординированная информационная политика американских ИТ-гигантов, то отношения Европы и России с большой вероятностью складывались по-другому. Однако информационная повестка в ЕС сегодня формируется под давлением их более западных соседей, а это в совокупности с отсутствием локальных аналогов приводит к монополизации рынка информации в регионе. «В странах Европы, для американских IT-гигантов нет вообще никаких конкурентов, а регуляторы бездействуют. Корпорации имеют возможность беспрепятственно и масштабно оказывать влияние на формирование европейского информационного поля, общественного мнения и общественного сознания», – подчеркивает Малькевич.
* Экстремистская организация, запрещенная на территории России.
**признан экстремистской организацией, деятельность в России запрещена; внесен в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин