Партия «Новые люди» в российском парламенте чуть более полугода. Однако за это время небольшая фракция успела проголосовать за важные решения и показать свою субъектность в Государственной думе. Об отношении к политической и экономической ситуации в стране, о планах организации на ближайшее будущее «ФедералПресс» побеседовал в эксклюзивном интервью с лидером партии «Новые люди», депутатом Госдумы Алексеем Нечаевым.
Алексей Геннадьевич, вы в своем телеграм-канале в начале событий поддержали высказывание президента о том, что Россия исчерпала все возможности мирного урегулирования ситуации и сохранения собственной безопасности без использования военных сил. За то время, что идет спецоперация, ваше отношение как-то изменилось?
— Пока шла дискуссия по признанию Луганской и Донецкой народных республик, мы выступали за мирное урегулирование в рамках минских соглашений. Мы все помним, как они тяжело дались. Нужно было их и придерживаться. Это и есть демократия: наличие дискуссии и возможность обозначить свою позицию.
Когда решение о признании республик уже было принято президентом, мы поддержали его. И когда 24 февраля Владимир Путин принял решение о начале спецоперации, мы тоже его поддержали. Почему? Потому что стало очевидно, что складывается положение, в котором России не обеспечена международная безопасность. Такая ситуация неприемлема, и проблему надо решать. Страна сейчас подняла ставки, это всем заметно. А военный конфликт возник бы так или иначе. Если вы помните, 20 февраля накануне принятия президентом решения о начале спецоперации, Зеленский говорил, что готов сделать «грязную» бомбу. Уже тогда была информация о наличии биолабораторий – сейчас она окончательно подтвердилась.
Столкновение было неизбежно. Но могло начаться и идти в худшей конфигурации для России.
Я думаю, мало кто бы хотел быть на месте нашего президента. Потому что принимать подобное решение крайне трудно. Вот вам пример. У нас был разговор с депутатом партии «Новые люди» Сарданой Авксентьевой. Она рассказала, как в период пандемии вынуждена была отменять национальный якутский праздник, который проходит уже несколько сотен лет. Она поделилась, что перед тем, как принять это решение, не спала несколько ночей. А ведь это намного более простое решение и гораздо менее болезненное, чем то, которое пришлось принять Владимиру Путину.
У англосаксов есть такое выражение: «Right or wrong – it’s my country». Права она или нет – это моя страна. Санкции показали, что сколько бы ни говорил Запад, что их цель – Путин и агрессия не направлена на простых жителей, но фактически санкции – это попытка реального слома всей исторической России. Мы это проходили и в царские времена, и в 1991 году, когда западные страны говорили, что «целятся» исключительно в коммунистический строй. По факту выходило иное. И сейчас, какова бы ни была западная риторика, наказывают ведь всю страну. Хотя это, конечно, очень всех нас сплотило.
Все члены партии проголосовали за спецоперацию?
— Да. Был единственный момент, из которого СМИ попытались раздуть конфликт. Сангаджи Тарбаев (председатель комитета по туризму ГД РФ, член фракции «Новые люди». – Прим. ред.) в тот момент только прилетел с Кубы. Журналисты спросили его, буквально сошедшего с трапа: «Вы голосовали за признание ЛДНР?». Он говорит – да. Тут же последовал другой вопрос: «А за спецоперацию голосовали?» Он ответил, что не голосовал. Конечно, не голосовал, потому что такого голосования не было. А не потому, что он отказался голосовать. Единодушие в наших рядах можете не подвергать сомнению.
Ряд звезд покинули Россию. Их «хейтят» в соцсетях. Как вы относитесь к уехавшим и к их решению?
— Не все уехавшие высказывают агрессию по отношению к России. Многие уехали с сожалением. Это тоже важно. Их можно понять: сломался привычный образ жизни. Артисты люди эмоциональные, и многие на эмоциях и принимали решение. Не сказать, что им стало лучше – часть уже столкнулась с негативным отношением к русским за границей. К тому же в России звезды востребованы, у них есть работа. А там… сомневаюсь. Я не испытываю по отношению к ним вражды, абсолютно. Знаете, когда человеку, особенно творческому и эмоциональному, тяжело, его хочется приобнять, как-то утешить.
Но были и уехавшие по совершенно рациональным соображениям. Возьмем, например, сферу IT. Ведь им жизненно необходим доступ к передовым технологиям, к передовому железу. И нужно смотреть правде в глаза: этот весь передовой софт и технологии на Западе. Происходящее, отсутствие доступа ломает их интеллектуальный и карьерный рост. Они просто не видели для себя другого выхода.
Пласт интеллектуалов и профессионалов: журналисты, айтишники, ряд предпринимателей… То, что они уехали, – это, конечно, потеря. Некоторые крупные компании остались без софта. Сейчас понадобится это все заново пересобирать. Нужны мозги и руки. Мы остались без некоторых сильных логистов, которые нужны как никогда, чтобы простраивать новые маршруты по миру.
Как происходящее глобально скажется на будущем страны?
— Уже не секрет, что санкции укрепили Россию изнутри. Сейчас мы видим, как уходят многие западные компании. Из 3 тысяч, работавших в нашей стране, больше 500 уже сказали, что полностью сворачиваются.
Давайте вспомним, сколько раз нас ругали, пеняя, что мы используем газ как геополитическое оружие. А Запад, получается, не только газ, а буквально все использовал как оружие: систему SWIFT, счета, потребительские товары… Да что говорить – товары гигиены тоже стали оружием против русских. И другие страны начинают понимать, что все, что казалось безопасным и исключительно мирным товарооборотом, можно повернуть вспять. Что если Мексика (условно) что-то сделает некрасивое, по мнению Запада, то и им отключат SWIFT и заблокируют счета? Подобные действия подрывают доверие по отношению к Западу. Да что там – оно утрачено. Суть в том, что даже если компании решат вернуться, скажем, тот же «Макдоналдс», то большой вопрос, а примем ли мы назад. То, что суверенность – это ценность, теперь видят все.
Что я вижу в этом хорошего: во всем мире начнут развивать свои потребительские сегменты. И это не только сельскохозяйственная безопасность. Раньше мироустройство было иное, то, что Бродель называл «мир-экономики», некие зоны – валютные, товарные, промышленные. Потом мир стал единый, глобальный. А сейчас от отсутствия доверия мир распадется обратно. Посмотрите на реакцию Индии, Южной Кореи. Многие задумались. Не удивлюсь, если сейчас многие начнут делать собственную ядерную бомбу, начнут выстраивать свои систему IT-безопасности. И у России появляется два больших шанса. Первый шанс: отвоевать обратно свои потребительские рынки. Плюс такие очень сложные рынки, как машиностроение, самолетостроение… Начать то, что в истории принято называть «реконкиста».
И второй шанс – начать кооперацию с теми странами, которые тоже не относятся к Западу. Юго-восточная Азия, Африка, Латинская Америка. Хорошего в мире много. И оно отнюдь не все у Запада. И в разных точках мира появятся рынки для наших айтишников. Россия сейчас выступила таким ледоколом, который ломает лед старого порядка, ледниковый период. Мы взломали ледник глобализации. Теперь главное не поработать бесплатно, чтоб это все не выглядело как субботник. Важно, чтобы за нашим ледоколом пошли наши же суда, груженые нашими товарами, технологическими решениями.
Безусловно, у многих людей, особенно предпринимателей, первые недели две был шок. Когда ты долгие годы налаживаешь бизнес, выстраиваешь логистику, сбыт… Принять произошедшее трудно. Но я должен сказать, что сейчас уже есть понимание дальнейшего переустройства российского рынка. Все будет проходить в три этапа.
Первый этап – это текущий год, когда нужно просто выжить и наладить новые цепочки бизнес-взаимоотношений. Второй этап – 2023 год, когда мы отвоюем страну обратно. Неважно, кто из западных компаний от нас ушел. Лозунг «Не забудем, не простим» актуален в этой связи как никогда. А на третьем этапе в 2024 году мы начнем экспансию рынка. Хотя у некоторых наших производителей ситуация очень хороша уже сейчас: например, деревянные дома можно и теперь продавать по всему миру.
Вы недавно встречались с премьером Мишустиным, а значит, у вас есть конкретные предложения. Расскажите, о чем говорили и что поддержал председатель правительства РФ?
— Правительство и раньше было готово к диалогу. Но сейчас эта готовность выросла в разы. Председатель правительства человек очень конкретный, быстро думает и быстро принимает решения. Что нам особенно на встрече понравилось: то, что тезис президента, о том, что сейчас надо раскрутить гайки и дать свободно вздохнуть бизнесу, правительство не просто слышит, а полностью разделяет.
Партия «Новые люди» выступила также против регулирования цен. Мы постоянно принимаем на себя критику от тех, кто любит все регулировать. А сейчас правительство сказало, что наша позиция совпадает с линией правительства. Это очень хорошо. Еще важно, что из предложений, которые мы дали, а это 70 от партии и 150 от комитета по малому и среднему бизнесу, многое вошло в первый и второй пакеты. И мы понимаем, что многое войдет и в третий пакет. Не буду бежать впереди паровоза: согласитесь, дело правительства озвучивать, что именно будет внесено и зафиксировано в принятых решениях.
Мы очень рады, что IT-индустрии дали зеленый свет. Уже в первых пакетах отменены все проверки для бизнеса. Налоги можно теперь платить не авансом. Это всё очень продуктивные и важные шаги для урегулирования экономики. Правительство с интересом отнеслось к некоторым нашим предложениям, но взяло время обсчитать. В экономике ни в коем случае нельзя истерить. Все ходы необходимо продумать и просчитать.
Ядро экономики – это производство потребительских товаров и продуктов питания. Здесь два важных момента. В обрабатывающем производстве трудятся 20% всех занятых из 70 миллионов и генерится 25% внутреннего валового продукта. Это мотор экономики. И если мы мотор сохраним, то наш самолет будет летать. Сейчас стало особенно четко видно, что именно нужно еще сделать по импортозамещению. Не обойдется без сложностей, разумеется. Тот же семенной фонд – он быстро не создастся.
Значит, правительство вас слышит.
— Да! К примеру, мы предложили отменить маркировку на товары. Неделю заняла дискуссия. Минпромторг активно возражал. Говорили – да уже столько вложено, нужно двигаться дальше. И в итоге отменили. Маркировка – это сейчас вообще не та нагрузка на бизнес, которая нужна.
Важно, что нас слышат. Мы обсуждали меры для малого и среднего бизнеса отдельно, для системообразующих предприятий – отдельно. 2400 предприятий создают больше половины добавленной стоимости. И есть пласт предприятий, которые больше, чем средние, но меньше, чем системообразующие. И им тоже необходимо помогать.
Мы предложили формулу: есть 25 отраслей производства потребительских товаров, берем по 20 предприятий и их финансируем в пределах миллиарда рублей. Потому что получается, что для крупнейших миллиарда мало. А для среднего бизнеса – это много. Плюс профинансировать 100 предприятий в сельском хозяйстве и 100 в производстве продуктов питания.
Почему нужно сейчас помочь этим предприятиям: ну, во-первых, все их поставщики сейчас перешли на предоплату. Далее, выросла себестоимость. Подорожала и изменилась логистика. Очень эта наша идея правительству понравилась. Теперь важно процессом грамотно управлять – чтоб эти 500 миллиардов не пропали.
Сейчас вообще делается ставка на предпринимателей с гибкими мозгами. Молодым и начинающим обещают гранты.
— У Партии «Новые люди» есть большая образовательная программа, которая называется «Я в деле». Я уже больше 10 лет занимаюсь предпринимательским образованием. Создал факультет в РЭУ имени Плеханова, сейчас уже 10 вузов по России наши партнеры. Мы готовим предпринимателей. Больше тысячи человек сейчас учится. Кстати, у нас можно защищать диплом на бумаге, а можно наличием собственного бизнеса – это и будет твой диплом. Плюс у нас есть короткий трехмесячный модуль. Новая программа «Капитаны» стартовала в январе в 62 регионах. Мы обучаем тех, кто будет обучать бизнесу. Нас поддержали уже и Минпрос, и Минобрнауки.
Председателю правительства мы также рассказали об этой программе. Он сразу спросил – сколько человек будет охвачено в этом году? Заявили минимум 80 тысяч студентов вузов и суузов. Мишустин говорит: «А больше можете выучить?» Я рассказал, что на будущий год планируется обучить 400 тысяч. Председатель правительства сказал, что это прекрасная программа. Кстати, правительство сейчас приняло решении о грантовой поддержке молодых людей в объеме 2 миллиардов рублей. Это предложение давать гранты молодым предпринимателям очень своевременное. Но нужно, чтобы эти молодые ребята понимали, чего они хотят! А грант будет форсажем того, что у тебя уже придумано и проработано. Вот чтобы было с кем придумывать и кто смог помочь и подсказать и существует эта программа.
Да, не все из 80 тысяч участников свой бизнес по факту откроют. Но что мы видим по выпускникам факультета «Капитаны», предпринимательство – это базовая грамотность XXI века. Как 100 лет назад научить читать и писать. Даже не создавая свой бизнес, ты должен ориентироваться в пространстве и понимать, как и что работает вокруг тебя. Наши выпускники приходят работать в крупные компании. И однозначно заявляют, что им очень нужно было это обучение бизнесу и творческому подходу. Это помогает быстрее двигаться в карьере даже при работе в корпорациях.
Поговорим о партии. Все новое всегда интересно. У вас нет своих губернаторов. Вы планируете участвовать в губернаторских кампаниях вообще и в этом году в частности?
— 1 марта партии исполнилось 2 года. Мы еще совсем молодые. Но уже в 24 регионах «Новые люди» представлены в региональных парламентах. Мы осваиваемся пока. Для адаптации полгода – это мало. Да, мы будем участвовать в выборах более чем в 20 регионах в этом году. У нас есть люди, которые готовы стать губернаторами – Владислав Даванков, к примеру. Он сейчас учится в школе губернаторов. Сардана Авксеньтева – она опытный мэр очень сложного региона. Александр Демин, глава комитета Госдумы по предпринимательству, Сангаджи Тарбаев, председатель комитета по туризму.
Я внимательно наблюдаю за тем, как они проводят мероприятия, как они слушают и слышат людей. Они прекрасные модераторы. А ведь губернатор – это в первую очередь хозяйственник, а во вторую – именно модератор, который не боится разговаривать с людьми.
Фото предоставлено пресс-службой партии «Новые люди»