В марте этого года полномочия глав регионов значительно расширились. Президент Владимир Путин потребовал дать субъектам больше свободы в маневрировании экономикой и принятии решений на месте. Кроме свободы, вырастут ответственность и спрос за ошибки и промахи. На этом фоне еще более важным становится рейтинг влияния глав субъектов РФ. Актуальные данные опубликованы в свежем аналитическом докладе генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова.
Кремль сохранил приоритеты региональной политики
Главными направлениями остались реализация инфраструктурных проектов и курс на поддержку дальневосточных территорий. Президент проводил отдельные совещания по каждому из этих направлений. В частности, говоря о Дальнем Востоке, Владимир Путин адресно обсудил тему льготных билетов на авиарейсы в эту часть страны.
Кроме того, необходимо отметить усилившееся вовлечение глав регионов и мэров крупных городов в разработку федеральной политики в отношении субъектов Федерации. В качестве примера можно привести как назначение Сергея Собянина на пост замруководителя федерального штаба по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций, так и проведение заседаний комиссий Госсовета для доработки правительственного плана реагирования на новые санкции.
Политолог об антикризисных мерах на Южном Урале: «Суперугроза – моногорода»
Но усилился и контроль. Как пишет в своем докладе аналитик Дмитрий Орлов, уже в ближайшей перспективе более уязвимыми станут позиции муниципальных чиновников. Тому пример – начатые расследования в отношении управленцев этого уровня. Скорее всего, подобные проверки коснутся и высокопоставленных региональных чиновников, курирующих социальную и градостроительную сферы.
«В течение весны – лета 2022 года дополнительно активизируется взаимодействие Кремля с главами индустриальных регионов. Вероятно усиление внимания федерального правительства к таким территориям в целом, особенно к моногородам», – отмечает генеральный директор АПЭК.
Ротации в руководстве административных центров регионов
В течение месяца были избраны четыре главы администрации городов, а один ушел в отставку. По мнению аналитика, в зависимости от внутриэлитной конфигурации конкретного региона, эти перестановки можно объяснить реализацией нескольких сценариев. Один из них, так называемая «муниципальная чехарда», используется как характеристика управленческого стиля Сергея Аксенова. Стоит отметить, что подобная кадровая нестабильность на уровне муниципальных образований может вызвать пристальное внимание Кремля в период сразу после завершения спецоперации.
Вторым ротационным сценарием можно назвать ситуацию, когда назначения и переназначения происходят в регионах, где позиции губернаторов длительное время воспринимались как неустойчивые. В качестве примера в докладе приводится ситуация с избранием нового мэра Оренбурга Сергея Салмина, ранее занимавшего пост министра физической культуры региона.
«С учетом распространявшейся в конце 2021 года информации о возможности отставки губернатора Дениса Паслера, дополнительное значение приобретает перезагрузка руководства Оренбургской области», – считает Дмитрий Орлов.
Еще два сценария, когда одни покидают свои посты, а другие занимают их место, – это компромисс после длительных внутриэлитных конфликтов и ротации в преддверии губернаторской кампании. В качестве примера компромиссной ситуации можно привести избрание руководителем администрации Мурманска бывшего вице-губернатора региона Юрия Сердечкина, а главой города – Игоря Мораря. Вообще, ситуация в Мурманской области, в частности затягивание выборов руководства, стала одним из наиболее обсуждаемых муниципальных конфликтов в начале этого года. Ярким примером ротаций накануне выборов губернатора может служить отставка главы Великого Новгорода Сергея Бусурина. В контексте подготовки к губернаторским выборам это создает возможность для руководства субъекта заявить о выходе на новый уровень реализации региональных инициатив, отмечено в докладе.
«Приближение Единого дня голосования может побудить оппозиционных игроков в целом ряде регионов, даже на фоне консолидации элит вокруг внешнеполитического курса президента на федеральном уровне, постепенно активизировать информационные атаки против ключевых деятелей, позиции которых принято считать уязвимыми», – утверждает Дмитрий Орлов.
При этом предлогом для таких информационных атак могут стать как традиционные для региональной и локальной повестки экологические конфликты или проблемная реализация инфраструктурных проектов, так и обвинения в излишних бюджетных тратах на фоне санкционного кризиса.
Рост рейтинга глав регионов
Рабочая встреча с Владимиром Путиным, в ходе которой президент отметил, что Ямало-Ненецкий округ находится на первом месте в стране по показателям роста строительного сектора, создает позитивный фон для главы региона Дмитрия Артюхова. Соглашения о включении в состав территории опережающего развития 12 новых резидентов создают благоприятную ситуацию для губернатора Челябинской области Алексея Текслера.
Получают дополнительные политические возможности губернаторы, которые совместно с помощником президента Игорем Левитиным провели заседания профильных комиссий Госсовета: глава Тульской области Алексей Дюмин, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, руководитель Кемеровской области Сергей Цивилев, губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
Переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, предложивший повысить экспортные квоты на отгрузку угля из возглавляемого им региона. После рабочей встречи с вице-премьером Александром Новаком укрепляются позиции главы Северной Осетии Сергея Меняйло. Проведение в столице республики совещания по поддержке экономики и социальной сферы Дальнего Востока под председательством вице-премьера – полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева укрепляет влияние главы субъекта Айсена Николаева. После встреч с вице-премьером Дмитрием Чернышенко для обсуждения реализации ряда инвестиционных и туристических проектов укрепляются позиции губернаторов Пермского края – Дмитрия Махонина, Мурманской области – Андрея Чибиса. На фоне анонсированных Дмитрием Чернышенко планов по созданию опорного центра Национального киберполигона в Оренбургской области значительно усиливается влияние главы региона Дениса Паслера.
Среди руководителей регионов, граничащих с Украиной, переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Ростовской области Василий Голубев. Развивается восходящий тренд для врио глав регионов: Владимирской области – Александра Авдеева, Тамбовской области – Максима Егорова.
Среди действующих глав регионов, где в 2022 году предстоят избирательные кампании, укрепляются позиции губернатора Кировской области Игоря Васильева и главы Марий Эл Александра Евстифеева.
«Вовлечение губернаторов в выработку антисанкционных мер, реализация инфраструктурных и инвестиционных проектов, эффективность взаимодействия с общественностью на местах – в числе главных факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в марте 2022 года», – резюмирует в своем докладе генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Санкции против России