Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Чем опасны для России вооруженные конфликты в странах бывшего СССР

солдат
Локальные конфликты происходят по ряду причин, считают политологи

Пока Москва разрешала конфликт Армении и Азербайджана, обстрелы начались на границе Киргизии и Таджикистана. Стороны развязали вооруженный территориальный спор. Таджикская сторона стягивает силы к границе, а Киргизия в срочном порядке эвакуирует жителей приграничных сел, рядом с которыми происходят перестрелки. К чему может привести нестабильность в регионе и какую роль в этом конфликте играет Россия – в материале «ФедералПресс».

Роль Москвы в Центральной Азии

Россия обеспокоена ситуацией на таджикско-киргизском участке государственной границы. Напомним, конфликт начался во вторник, 12 апреля в местности Селкана Лейлекского района Баткенской области. За вечер на границе Киргизии и Таджикистана произошло две перестрелки. В результате был ранен таджикский военнослужащий.По информации пресс-служб стран-участниц вооруженного столкновения, ситуация на границе продолжает оставаться нестабильной.

Нарастающие противоречия справедливо беспокоят Москву. Одна из причин такого беспокойства – членство Таджикистана и Киргизии в ОДКБ – организации, чьей основной задачей считается борьба с терроризмом, наркотрафиком и преступностью. К тому же, как отмечает в своей статье эксперт по Туркестану Дмитрий Попов, «нестабильность в центральной Азии тормозит процессы евразийской интеграции, в том числе снижает мотивацию Таджикистана по вступлению в ЕАЭС. В самой России обостряются межнациональные отношения между киргизской и таджикской диаспорами».

Со своей стороны Москва способна повлиять на обе стороны конфликта. Свои возможности она уже продемонстрировала в ходе конфликта в Казахстане, когда привлекла силы ОДКБ для решения политического кризиса в январе 2022 года. К тому же, как утверждает Дмитрий Попов, у российской стороны есть доступ к советским документам и картам, на которые ссылаются Душанбе и Бишкек при обсуждении границы. Однако сама политическая воля стран-участниц конфликта пока не подразумевает привлечения третьей стороны, да и в целом тяжело идет на переговоры.

О чем говорят локальные конфликты

Политологи склонны находить общие тенденции во всех локальных конфликтах, происходящих на территории бывшего СССР. Так, по мнению научного сотрудника Высшей школы экономики Евгения Иванова, фактором возникновения конфронтации зачастую служит неурегулированность постсоветских проблем.

«Это отголоски продолжающегося распада СССР, который растянулся на 30 лет. Понятное дело, что, когда подобные события происходят близко во времени, например, конфликт между Арменией и Азербайджаном, столкновения на границе Таджикистана-Кыргызстана и другие события, все это создает ощущение некоего коллапса, но на самом деле у них есть как и общее, так и собственная логика развития», – отметил эксперт в беседе с «ФедералПресс».

Конфликты в Центральной Азии, в частности, между Киргизией и Таджикистаном, объясняются еще и неурегулированностью границ, считают политологи. До сих пор значительная часть госграниц не оформлена, не проведены процедуры демаркации. И именно это служит причиной всевозможных споров, перерастающих в вооруженные столкновения.

«В приграничных районах располагаются пастбища, пастухи перегоняют скот и не всегда понимают, где заканчивается их страна и начинается другая. Не менее остро стоит вопрос водоснабжения. Местные жители привыкли брать воду в реке или источнике, а после проведения границ источник оказывается на территории другого государства и доступ к нему ограничен, поэтому, не имея возможность доступа к воде, люди вступают в конфликты», – размышляет Иванов о конфликте между Киргизией и Таджикистаном.

Куда сложнее в глазах эксперта выглядит история взаимоотношений Армении и Азербайджана. Она связана прежде всего с перемещениями народов по Закавказью. «СССР конфликт этот заморозил, но с момента распада СССР армяно-азербайджанские отношения стали обостряться и все это нагнетало ситуацию. И конечно же территориальный вопрос, имеющий свою обособленную историю», – резюмирует Иванов.

Политолог Илья Гращенков считает, что в активизации локальных конфликтов в некоторой степени виноват трансфер власти в РФ, запущенный ранее и не доведенный до логического конца. При этом Россия начала «выход во внешний контур», ее интересы распространились за пределы своих границ. Отметим, в частности, что ранее политологи всерьез называли частью сценария по транзиту политической системы создание союзного государства России и Белоруссии.

«Все пришло в движение благодаря России. Запущенный трансфер власти не пошел, но это был выход во внешний контур. Это раззадорило большие государства, образованные после распада СССР», – отметил Гращенков.

Однако существует и другая причина возникновения локальных конфликтов. Они в некотором роде служат попыткой стран бывшего СССР найти свою идентичность, описать себя как суверенное государство.

«Территория выступает поводом развернуть политическое действие. Войны – это тоже политическое действие. Мы все ищем в новом пространстве, в новом веке пути, с кем нам быть. Например, санкции показали, что Россия – часть Запада. А часть какого мира Азербайджан? Сегодня он начинает искать контуры, что он часть большого тюркского мира. А Казахстан – часть чего? Китая? Он не хочет быть частью Китая», – рассуждает Гращенков.

Ждать ли глобального противостояния

Москва сейчас могла бы обратить внимание на происходящее в странах бывшего СССР. У нее для этого есть все инструменты, включая ОДКБ. Однако очевидно, что противоречия и споры в азиатском регионе, да и не только, будут и дальше подогреваться.

«В целом можно сказать о том, что в настоящее время идет переосмысление, некоторая реорганизация постсоветского пространства не завершена и будет продолжаться, и эти процессы будут приводить к конфликтам. Также остаются вопросы Южной Осетии и Абхазии, Приднестровья, которые заморожены и не разрешены. В свою очередь, если Молдова получит Приднестровье, то сможет ускорить свою интеграцию», – считает Иванов.

Вместе с тем политологи пока не видят причин, по которым очаги противостояния могли бы вырасти в большую войну. Ее причиной может стать, например, конфронтация России с Североатлантическим альянсом. «Большую войну может устроить только Россия, например, с НАТО, но это уже не совсем постсоветское пространство», – считает Гращенков.

Фото: Zhang Ling / XinHua / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.