Дискуссии вокруг блокировки YouTube в РФ идут уже несколько недель. С одной стороны, этот сервис активно используется государственными ведомствами, с другой – хостинг отказывается удалять контент, который Роскомнадзор счел экстремистским. «ФедералПресс» узнал у экспертов, какая судьба ожидает платформу.
О блокировке YouTube высказался глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
«Хочется YouTube заблокировать, но как тогда продвигать свое понимание, свою трактовку, свою правду? У меня здесь нет однозначного ответа», – отметил политик.
По мнению члена Общественной палаты РФ и директора Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, к платформе YouTube все еще много вопросов от российских проверяющих органов: сервис не удаляет экстремистский контент авторов из Украины и удаляет каналы российских СМИ.
«Youtube подвергает издания прямой цензуре, фактически закрывая рот нашей стране. Там уже почти не осталось информативного контента, зато есть украинские фейки, которые попадают в рекомендации. Из-за этого их могут увидеть дети. Также сервис держит в свободном доступе видео со сценами убийств, истязаний и пыток, крайне опасные для детской психики. Конечно, наше государство обязано реагировать на подобное», – считает политик.
Мизулина отмечает, что на данный момент судьба YouTube в России полностью зависит от политики хостинга.
«Если YouTube исполнит требования Роскомнадзора, заплатит штрафы и удалит вредоносный контент – блокировки и замедления трафика удастся избежать. Но пока площадка никак не реагирует на законные требования», – сообщает эксперт.
Больше вреда, чем пользы
Однако другие эксперты не разделяют мнение директора Лиги безопасного интернета. Например, политолог и доктор философских наук из Нижнего Новгорода Дмитрий Михайличенко считает, что блокировка иностранных сервисов – заранее проигрышная позиция для государства. Лучшим выходом стало бы производство более качественных видео, нежели те, которые размещают на площадке «экстремисты».
«Я считаю, что блокировать YouTube не нужно. В нашей стране запрещенное начинает пользоваться еще большей популярностью. Экономически и социально активное меньшинство, например, предприниматели и студенты, так или иначе получат доступ к этому контенту. Сама логика запрещения неправильная: в мировых соцсетях, уже заблокированных или признанных экстремистскими (Facebook*, Instagram*, Twitter), надо побеждать за счет формирования качественного контента. Запреты – это самый простой и неэффективный способ», – утверждает эксперт.
По мнению Михайличенко, проблему может составить и то, что Youtube тесно связан с Google. Блокировка видеохостинга может доставить серьезные неудобства не только пользователям, но и государству.
Работа на «территории врага»
Пермский политтехнолог Олег Борисенко также считает, что блокировка платформы не приведет к желаемым результатам. Тем не менее краевое правительство уже перевело трансляции заседаний кабмина на площадку «Вконтакте». Источники региональных телеграм-каналов сообщают, что в качестве альтернативы чиновникам был также предложен RuTube.
«Это определенно было бы ошибкой со стороны руководства. Помимо антиправительственных материалов, на YouTube много полезного и нейтрального контента – ролики про дом, животных, материалы для детей. Пока России нечего предложить пользователям взамен – у RuTube слишком маленькая аудитория и мало контента. Блокировка приведет только к неудобствам и негативу от населения», – утверждает Борисенко.
Также Борисенко отметил, что на платформе продолжают работать пророссийские каналы с миллионными аудиториями, безусловно полезные для госпропаганды.
«Благодаря YouTube я могу увидеть позиции разных сторон конфликта. Например, о том, какие глупости иногда говорит украинская сторона, и о фейках я бы и не узнал без этой платформы. Считаю, что мы должны работать на территории врага, с учетом того, что мы можем побеждать на этом поле», – резюмировал эксперт.
VPN для рецептов и мультиков
Как полагает глава лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян, вопрос блокировки YouTube нужно рассматривать намного шире политического контекста.
«Видеохостинг – это не политическая площадка, а многофункциональная. Миллионы пользователей приходят сюда за мультфильмами для детей или полезными гайдами. Если мы хотим заблокировать такое количество разнообразного контента – нужно предлагать стопроцентную альтернативу. А RuTube даже в совокупности с ЯндексДзеном, Вконтакте и Telegram эти ниши не закроют. Кроме того, как бы российские площадки не пытались привлекать сейчас блогеров, нужно понимать, что их таргет ориентирован только на пользователя из РФ. Это повлечет уменьшение аудитории в несколько раз – многие бизнесмены и блогеры писали и снимали для зарубежья», – считает эксперт.
По мнению Кирьяна, права пользователей, приходящих на Youtube за нейтральным контентом, не должны быть ущемлены по политическим причинам.
«Можно понять, зачем YouTube ограничивает доступ к каналу, например, Владимира Соловьева. Но неясно, зачем государству с помощью масштабных блокировок приучать людей к использованию VPN. Если пользователи массово начнут обходить блокировки ради того, чтобы включить ребенку мультики – эти меры просто потеряют смысл и усложнят работу правоохранителям, борющимся с экстремизмом», – уточняет политолог.
* Экстремистская организация, запрещенная на территории России, внесена в список запрещенных ресурсов Роскомнадзора
Фото: Федерал Пресс / Ольга Юшкова, Fabian Sommer / dpa / globallookpress.com