19 апреля Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в народе прозвали «законом о застройке заповедников». Гринпис и экологи бьют тревогу: принятие подобного закона может привести к необратимым последствиям для российской экосистемы. Чем грозит «застроечный» закон российским лесам, Байкалу и всей экологии – разбирался «ФедералПресс».
Токсовский зубровник отстояли. Пока…
С началом кризиса предприниматели начали проявлять активность, и как считают радетели сохранения заповедников – нездоровую . История пока со счастливым концом: жители Ленинградской области отстояли Природный парк «Токсовский». Люди выходили на пикеты, потратили немало сил и нервов. История вопроса такова: фирма «Базис» вознамерилась произвести вырубку вековых елей на лесном участке, входящем в особо охраняемую природную территорию (ООПТ) Природный парк «Токсовский» величиной почти в два гектара. А на вырубленных землях решила поставить базу отдыха с 15-ю «некапитальными» строениями, мангальными беседками, неопределенным количеством так называемых сопутствующих «технических» построек, сетью дорог и дорожек, сообщает группа в «ВКонтакте» «Токсовские озера».
«Позвольте, но как это сообразуется с Положением об ООПТ «ПП «Токсовский», где ясно сказано, что никаких вырубок под строительство и никаких строений «коттеджного типа» ни в каком виде в ООПТ быть не может? Отвечаем - никак!», - пишут возмущенные активисты в группе.
Жители Ленобласти пока отстояли парк. Но сколько еще в России парков-заповедников, которые под эгидой нового закона могут быть уничтожены?
Это уже какая-то злая традиция для наших органов власти - раз в несколько лет покушаться на особо охраняемые природные территории, считает эколог и редактор телеграм-канала ШЭР Аида Леванова.
«Несколько лет назад депутаты готовили абсолютно одиозный законопроект, который по сути давал карт-бланш на строительство транспортной инфраструктуры на ООПТ. Еще ранее они же пытались узаконить строительство частной собственности на территориях заповедников. Теперь вот протаскивают инициативу о вырубке лесов», - возмущается эколог.
Эксперт подчеркивает, что ООПТ по площади занимают всего каких-то 13% от территории России, при том, что общая площадь лесов в разы больше. Однако зона чьих-то конкретных интересов лежит именно в заповедных зонах.
«Но нам всем надо понимать, что все эти нетронутые земли выполняют очень важную функцию: обеспечивают стабильность условий окружающей среды, пригодных для жизни человека и в частности, помогают сохранять климат», - резюмировала Аида Леванова.
Угроза Байкалу
Согласно начальной редакции законопроекта, становится возможным промышленное строительство в заповедниках и на сельхозземлях. Вторя проекту, властиподготовили новую инструкцию, которая допускает вырубку береговых лесов. Если закон окончательно примут, то ситуация начнет развиваться следующим образом: до конца 2024 года «приоритетные инфраструктурные проекты» можно будет строить хоть на Байкале, хоть на территории других заповедников и особо охраняемых природных территориях без государственной экологической экспертизы.
Депутат Госдумы Юрий Григорьев отмечает, что, обсуждая с коллегами на заседании комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды этот вопрос, он был немало удивлен неограниченным перечнем объектов, которые судя по тексту документа, могут быть построены в границах заповедников и заказников.
«Проектируемые новеллы позволят осуществлять строительство промышленных объектов на территории особо охраняемых природных территориях и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, деятельность которых в настоящее время запрещена. Получается, что на любой особо охраняемой территории России можно будет беспрепятственно вырубить лес и построить нефтепровод или завод. И это явно будут не социально-значимые объекты», - подчеркивает депутат.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Георгий Арапов рассказал, что возмущение в новом законопроекте вызывает наличие пункта «иные» в перечне объектов строительства. Но к сегодняшнему дню, ко второму чтению законопроекта, уже внесены значительные изменения. Никаких дач или коттеджей на территориях заповедников не будет.
«Самые противоречивые изменения были заложены в законы об экологической экспертизе, об охране озера Байкал и об особо охраняемых природных территориях. Главное, чего удалось достичь - никакого нового строительства на Байкальской территории не предусматривается. Закон это прямо запрещает», - отметил зампред комитета.
Не выплеснуть с водой ребенка
Инициированный законопроект разрабатывали в Минстрое. Основополагающая цель – в условиях кризиса поддержать строительную отрасль. Но не получилось бы согласно известной пословице, не выплеснуть бы с водой ребенка, не проявить ненужное усердие, тем самым причинив непоправимый вред. Сейчас якобы речь идет лишь о том, чтобы разрешить «хозяйственную деятельность» на заповедных территориях лишь «в исключительных случаях и в особом порядке». Поправки допускают «частичные исключения из режима особой охраны природных территорий до 31 декабря 2024 года».
Что характерно: судьбоносные для экологии региона решения теперь будут принимать органы местного самоуправления и региональная власть. И здесь создается непаханое поле для коррупционных рисков.
Помимо прочего, 25 марта в Государственную Думу был внесен еще один законопроект, и тоже под соусом антикризисной меры: «в особых случаях» при строительстве инфраструктуры на лесных землях можно не запрашивать согласия профильных ведомств и региональных властей. Последствия также могут быть более чем негативными. Эксперты-экологи считают, что инициатива приведет к легализации незаконного строительства в привлекательных природоохранных местах.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Георгий Арапов подчеркнул, что в рамках фракции Новые люди, депутаты голосовали «против». Как минимум законопроекту необходима серьезнейшая доработка. А пока никакой пользы ни для экологии, ни для экономики тут нет.
«Все должно быть в рамках действующего законодательства: ограниченный перечень четко определенных инфраструктурных проектов, например, реконструкция тепловых сетей, с соблюдением всех норм экологического законодательства. В законопроекте они конкретно прописаны», - рассказал депутат.
Председатель Общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин озвучил точку зрения профильного ведомства. По его мнению, принятие данного законопроекта окажет положительное влияние на уникальные природные комплексы и объекты.
«Выбор земельных участков для реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры вне границ ООПТ будет способствовать сохранению природных территорий и развитию внутреннего туризма, так как именно на ООПТ сосредоточены самые значимые природные объекты России, привлекающие туристов», - подчеркнул председатель Общественного совета.
Александр Закондырин пояснил, что при принятии решений о возможности реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры на прилегающих к ООПТ территориях, или в их границах, будет проводиться государственная экологическая экспертиза. Все возможные экологические риски и мнения заитнтересованных сторон будут учтены.
Член комитета по экологии, депутат фракции «СРЗП» Юрий Григорьев подчеркивает, что в текущей ситуации безусловно требуется в быстром темпе находить новые пути развития многих отраслей. Но не ценой ухудшения состояния окружающей среды, и тем более, особо охраняемых природных территорий.
«Хочется отметить, что на это неоднократно обращал внимание и глава государства. Несмотря на трудности, которые сегодня испытывает наша страна в связи с введенными санкциями, наши приоритеты по улучшению качества окружающей среды остаются прежними», - отметил Григорьев.
По мнению депутата, предложения, изложенные в законопроекте, полностью противоречат не только режиму охраны ООПТ, но и целям создания таких территорий. И нельзя допускать возможности закрепить право правительства установить случаи, в которых возможно будет осуществлять любую градостроительную деятельность без согласования с Росрыболовством, Минсельхозом, Минпромторгом и исполнительными органами регионов.
«Мы считаем, что экономические проблемы не должны решаться в ущерб экологическим. Данный закон не имеет никакого отношения к развитию российской экономики в создавшихся условиях», - резюмировал законотворец.
«ФедералПресс» направил соответствующий запрос в Минстрой РФ. На момент публикации ответ от ведовства получен не был.
Фото: Елена Майорова / ФедералПресс