Россия продолжает проведение специальной операции по защите Донбасса и демилитаризации Украины. США, Великобритания и Евросоюз в ответ вводят санкции против отечественного бизнеса и собираются вводить их и дальше. Среди отраслей российской промышленности, которые они надеюсь сломать, – металлургия, являющаяся локомотивом развития экономики страны. Именно вопросам ее развития в условиях беспрецедентной санкционной войны и было посвящено совещание президента России Владимира Путина с членами правительства и руководителями металлургических компаний. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В угоду сиюминутным интересам
«Россия – один из несомненных лидеров мировой металлургии. Мы находимся в пятерке по объемам производства стали, занимаем ведущие позиции по производству ряда цветных металлов, – заявил Владимир Путин, открывая совещание. – Для зарубежных покупателей и партнеров сотрудничество с российскими металлургами всегда было и остается предсказуемым и взаимовыгодным».
Западные государства ввели серию ограничений против российских металлургических компаний, запрещая поставки их продукции и одновременно приобретение ими компонентов, необходимых для выпуска металлопроката. Подобные действия коренным образом противоречат нормам Всемирной торговой организации.
«Недружественные шаги в отношении российских металлургов приняты в угоду сиюминутным политическим интересам. Под этим предлогом перечеркнуты связи, которые нарабатывались годами, базировались на таких рациональных вещах, как деловая репутация, взаимный интерес и экономическая эффективность», – подчеркнул глава государства.
В результате были перечеркнуты интересы европейских предпринимателей, в тесной связке с российскими компаниями производящих различные товары и обеспечивающих занятость большого числа людей. Подобная недальновидная политика крайне отрицательно скажется на странах Европы, приведя к повышению цен на металлы, раскручиванию инфляции и снижению благополучия их потребителей и рядовых людей.
Собственно, европейскую промышленность уже трясет от санкций, принятых в отношении российской металлурги. Местный автопром, который испытывает дефицит полупроводников, теперь столкнулся с нехваткой качественного стального проката, завозимого из России. Цены же на цветные металлы в 2022 году совершали сильные скачки, вызывая настоящий шок у их потребителей из стран ЕС.
В сложившихся условиях российские металлургические компании вынуждены форсированными темпами адаптироваться к складывающимся условиям и переориентировать экспорт из недружелюбной Европы в другие регионы мира.
«Бизнес уже перестраивает логистические и производственные цепочки, находит новых поставщиков и покупателей, чтобы сохранить работу предприятий, защитить интересы трудовых коллективов», – отметил Владимир Путин.
К слову сказать, в видеотрансляции с совещания по металлургии не было показано, кто же конкретно из владельцев и топ-менеджеров металлургических компаний в нем принял участие. Вполне вероятно, это было сделано специально – чтобы против них не ввели санкции за разговор с российским лидером. Хотя можно предположить, что на мероприятии присутствовали Владимир Лисин, Алексей Мордашов, Анатолий Седых, Владимир Потанин и прочие «капитаны» российской металлургии.
Квартиры, дороги, тарифы
В ситуации, когда санкции могут последовать откуда только угодно, на повестке дня как никогда важными стали вопросы о долгосрочном развитии черной и цветной металлургии и реализации перспективных отраслевых планов, позволяющих обеспечитьне просто устойчивое функционирование металлургических заводов, но и наращивание их возможностей и номенклатуры выпускаемой продукции.
Здесь нельзя не отметить, что для отечественной металлургии даже на фоне санкций есть хорошие перспективы в плане замещения импортных полуфабрикатов. Например, поставляется немало проката из нержавеющей стали, производимого в Китае, Индии и т. д., хотя его можно преспокойно выпускать в нашей стране.
Одновременно нужно развивать внутренний спрос. «Его нужно поддержать и стимулировать, прежде всего за счет увеличения объемов жилищного, инфраструктурного, коммерческого и промышленного строительства, за счет широкого выпуска товаров, где используется металлургическая продукция», – сказал Владимир Путин.
Поэтому он обратил внимание собравшихся на то, что нужно в ближайшие годы обеспечить активное расширение внутреннего потребления металлов, что возможно только при наличии доступных цен на них. Необходимо запускать новые проекты, для которых потребуется много металлопродукции: строительство жилья, мостов и путепроводов, энергетических и социальных объектов, прокладка железных дорог.
Как раз в нынешнем году планируется старт проекта строительства Северного широтного хода – масштабной железнодорожной магистрали, которая призвана связать Воркуту и Новый Уренгой, крайние пункты Свердловской и Северной железных дорог. Его длина должна составить свыше 700 километров, по нему планируется провозить 25 млн тонн грузов в год.
Инвестиции в прокладку Северного широтного хода оцениваются в 300 млрд рублей, из них государство уже выделило на его реализацию кредит на 50 млрд рублей. В него будут вкладываться и частные инвесторы. В перспективе Северный широтный ход может быть продлен до Дудинки и Норильска.
Однако для строительства Северного широтного хода потребуется огромное количество рельсов, металлоконструкций, арматуры, и не факт, что металлурги поставят необходимые объемы – для них все-таки предпочтительны продажи за границу, приносящие хорошую валютную выручку. Собственно, так они и поступали все предшествующие годы, ставя во главу угла собственные интересы. Как тут не вспомнить слова вице-премьера Андрея Белоусова про нахлобучивание государства на 100 млрд рублей за счет подъема цен на металл.
Следует развивать отечественное машиностроение, электротехнику и иные отрасли, но для них понадобятся специальные стали, прецизионные сплавы, сложные полуфабрикаты, которые в России либо не изготавливаются, либо делаются в недостаточных объемах.
Естественно, нужна и переориентация экспортных потоков черных и цветных металлов на «перспективные, динамичные рынки». Таковыми, помимо традиционных Китая и Индии, могут стать Вьетнам, Индонезия, Таиланд, даже государства Африки и Латинской Америки, всегда дружественно настроенные к России.
Правда, там предпочтут продавить наши металлургические компании по ценам, потребовав невиданных скидок и длительных отсрочек платежей. Значит, российским металлургам придется вести долгие и утомительные переговоры, добиваясь своего.
Плюс надо уделить внимание непосредственно самим перевозкам руд и металлов: на железных дорогах России не должно быть узких мест. Пока же дела обстоят совершенно иначе: угольщики просят освободить для их составов Восточный полигон РЖД (включает в себя БАМ и Транссиб), металлурги хотят точно того же, и между ними идет настоящая подковерная война за право льготного провоза.
Железнодорожные тарифы должны быть разумными и не создавать проблем металлургам. Они, наоборот, их приносят – из-за высоких расценок на услуги железных дорог металлургические компании стали расширять автомобильные перевозки продукции.
Также следует обеспечить справедливую налоговую нагрузку. Введенный акциз на жидкую сталь является чисто российским изобретением и в мировой практике до сих пор был неизвестен. Он оказался крайне неудобен, поэтому на днях правительство приняло решение освободить от него предприятия, выпускающие специальные стали для нужд машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, авиастроения.
Исходя из сказанного, президент поручил правительству до 1 июня обновить стратегию развития отечественной металлургии до 2030 года. Именно она и должна дать ей мощный толчок вперед, выведя производство металлов на новую высоту.
Фото: РИА Новости / Михаил Климентьев
Санкции против России