Госдума готовит экологические послабления для приоритетных инфраструктурных проектов – законопроект уже прошел два чтения. Документ напрямую касается Байкала, где благодаря ему может начаться активная застройка. Кто выиграет от нововведений и почему многие экологи выступают против – в материале «ФедералПресс».
Строить теперь можно
Госдума одобрила во втором чтении законопроект, который снимает ряд действующих экологических ограничений при строительстве в зоне особоохраняемых природных территорий. В большей степени инициатива касается озера Байкал. Если закон будет принят до конца 2024 года, то «приоритетные инфраструктурные объекты» можно будет строить в районе Байкала и на других особо охраняемых природных территориях без государственной экологической экспертизы. Для этого разрешат использовать и участки региональных природоохранных территорий.
Уже после первого чтения законодательная инициатива вызвала ряд вопросов и возражений у экологов. Георгий Кавоносян, эколог, член экспертного совета по экологии в Госдуме РФ считает, что большинство особо охраняемых природных территорий будут подвергнуты серьезному негативному воздействию.
«Уже на данном этапе ясно, что подобный закон принесет больше вреда, чем пользы. ООПТ трогать нельзя. И никакие оправдания тут не имеют силы. Даже в блокадном Ленинграде не тронули вавиловскую коллекцию семян, хотя люди умирали от голода. Сегодня наши ООПТ – это такие же стратегические запасы, как коллекция Вавилова. Запасы ООПТ – это прежде всего коллекции ДНК дикой природы, которые бережно охраняются на тот случай, если человечество придет в себя и готово будет распространить сохранившуюся дикую природу на прежние ареалы обитания», – заявил эколог.
При этом к первому чтению не было даже списка инфраструктурных проектов, которые подразумеваются под термином «приоритетные».
Кому это выгодно
Впрочем, к третьему чтению появилась ясность в вопросе: «кто главный бенефициар закона?» Фактически документ дополняет закон, принятый еще в 2020 году, который снял часть ограничений для ускорения железнодорожных строек ОАО «РЖД». В частности, тогда было решено, что до конца 2024 года проектная документация «объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», которые планируется построить на ООПТ любого уровня, не обязана проходить экологическую экспертизу. Аналогичное послабление было сделано и для объектов «магистральной инфраструктуры» на Байкальской природной территории. Под этим термином подразумеваются магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы.
Депутаты проголосовавшие за, объясняют: нынешний документ принят «в целях повышения устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией», и касается не столько объектов госмонополий, сколько населенных пунктов которые расположены в границах особоохраняемых природных территорий. По словам депутата ГД от Иркутской области Александра Якубовского, законопроект упрощает строительные процедуры «приоритетных инфраструктурных проектов» в охранных зонах.
«Речь идет о разрешении на возведение именно новых социальных объектов при их нехватке в населенных пунктах, а также о модернизация существующих. Как и обещали, ко второму чтению недоработки были устранены, поправки, гарантирующие защиту Байкала, внесены. Хочу подчеркнуть важность того, что согласно документу при строительстве остается необходимой экологическая экспертиза. И речь не только о Байкале, но и о других особо охраняемых природных территориях. Законопроект закрепляет уже существующие положения, запрещая строить любую другую инфраструктуру на Байкале кроме необходимых социальных объектов. И на мой взгляд, это существенный вклад в защиту озера», – заявил депутат.
Стоит отметить, что законы не появляются сами по себе, в вакууме. Поэтому следом потребуется внести поправки сразу в несколько ключевых нормативно-правовых документов: Градостроительный кодекс, законе «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал» и ряд других. Если под все законы, которые действуют на Байкальской природной территории, не подвести единую базу, то побережье Байкала так и останется «правовой аномалией», на которой действуют разные, порой взаимоисключающие нормативные акты, которые принимались за последние 40 лет.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева