Тюменский городской велопрокат в 2022 году открывает сезон 1 мая, велосипеды к пользованию горожан будут предоставлены до 30 сентября. Накануне старта велосезона «ФедералПресс» составил карту, где обустроены велодорожки в Тюмени и в какие районы еще проложат путь поклонникам двухколесного транспорта.
На «велобайке мультигорода»
С середины апреля в Тюмени начался сезон кикшеринга, тогда же на улицу выкатили и велосипеды. Двухколесный транспорт в аренду предоставляют индивидуальные предприниматели по цене 150–200 рублей за час, 450–550 рублей за день или за ночь либо 800–900 рублей – за сутки. Можно укатить с помощью приложения LickyBike: за 2,5 рубля в минуту либо по тарифам «Рабочий месяц» (490 рублей за 25 поездок), «Прокат» (192 рубля за два часа), «Неделька» (350 рублей за 10 поездок). Тюменцы смогут воспользоваться и городским велопрокатом.
«Общегородской прокат велотранспорта – одна из составляющих современной транспортной системы наряду с общественным транспортом и единым городским парковочным пространством. Поэтому он изначально был предусмотрен как отдельное направление в составе бренда «Тюменский транспорт». Прошлый год стал пилотным для системы общегородского проката велотранспорта, поэтому она работала только на протяжении половины сезона», – пояснила концепцию развития транспорта администрация Тюмени.
В 2022 году тюменцы и гости города смогут в полной мере насладиться городским велопрокатом. Сегодня в городе обустроено десять станций: с 1 мая сотню велосипедов выставят у 162 стоек. Чтобы оседлать двухколесного коня, понадобится скачать на смартфон приложение «Велобайк Мультигорода». Администрация поясняет, что пока увеличения количества велосипедов в планах нет.
«Дальнейшее развитие сервиса будет рассматриваться с учетом развития велоинфраструктуры и статистики передвижений на велосипедах в текущем сезоне», – пояснили специалисты.
Администрация отмечает, что велосипеды все чаще используются не только отдельными энтузиастами для занятий спортом, отдыха и в качестве личного транспорта, но и становятся неотъемлемой частью работы и одним из главных средств передвижения служб доставки и курьеров, появляются сервисы по шерингу велосипедов. Более того, сегодня велосипедистов можно встретить и зимой, что еще 20 лет назад считалось экзотикой.
Уже мейнстрим
Популярность велосипеда у местных жителей изучил тюменец Данила Ковальчук. Студент четвертого курса обучается в ТИУ по направлению «Логистика транспортных процессов», в своей дипломной работе он рассматривает необходимость велосипеда как городского транспорта в Тюмени. Предварительные результаты показали, что за минувший год 44 % опрошенных пользовались велосипедом. В качестве транспорта 50 % тюменцев выбрали бы автомобиль, 47 % поехали бы на велосипеде, остальные предпочитают идти пешком, поделился результатами исследования студент.
«Порой менталитет мешает пересесть с личного автомобиля на велосипед. Люди готовы к использованию велосипеда, если добавить немного инфраструктуры. Конкретно мне не хватает организации безопасности: оставить свой велосипед на велопарковке, если на ней нет камер, уже небезопасно. Велосипеды крайне тяжело найти, а они сейчас недешевые. Появление велопарковок, оборудованных камерами видеонаблюдения, было бы хорошо», – высказал личное мнение велосипедист.
Развитие велодвижения и велоинфраструктуры администрация Тюмени затеяла в 2015 году. Тогда власти запланировали создать городскую сеть велодорожек общей протяженностью 195,30 км, полностью зацикленную, благодаря чему горожане получат возможность передвигаться на велосипедах, пользуясь этим экологичным и полезным транспортом наряду с автомобилем или автобусом.
Сегодня 73 км велодорожек протянулись по паркам, скверам, бульварам – организовано велодвижение по Московскому тракту, улицам Дамбовская, Мельникайте, Широтная, Ямская, 50 лет Октября, Осипенко, в жилом районе «Тура», вокруг парка «Гагарина», в парках «Затюменский», «Гилевская роща» и многих других местах.
«Излюбленные места для велопрогулок – это парки с изолированными велодорожками, такие как «Гилевская роща», «Затюменский» и «Гагаринский» парки. Количество велосипедистов в городе, безусловно, увеличивается, конкретное число трудно просчитать, но, ориентировочно, прирост – 30 % ежегодно (судя по велосообществам города)», – поделилась наблюдениями директор Федерации велосипедного спорта Тюменской области Екатерина Смыляева.
Куда ведет тюменская велодорожка?
Проектирование устройства велосипедных дорожек ведется не только по отдельности, но и в составе объектов дорожной инфраструктуры (автомобильных дорог и транспортных развязок), и увязано со сроками проведения работ по строительству и ремонту участков улично-дорожной сети, что позволяет более рационально организовывать строительные работы.
Как и было задумано, сеть велодорожек соединяется. Например, замкнулись маршруты «Набережная – лесопарк Затюменский», «Гилевская роща – центральная часть города» и передвижение в отдельных районах города, таких как микрорайоны в Восточном административном округе Тюмени. По плану – создать единую сеть велодорожек, охватывающую весь город. Так, в 2021 году построено около 7 км пути, в том числе в жилых районах «Ямальский-2» и «НовоПатрушево». На возведение велодорожек в 2022–2024 годах бюджет уже заложен.
В рамках комплексного благоустройства города в 2022–2023 годы построят 2,5 км на ул. Тимофея Кармацкого от Алебашевской до Мельникайте и на ул. Ленина от музея до Красина. Готовятся проекты строительства в деревне Дударева на ул. Фармана Салманова от Уездной до Небесной и в районе транспортной развязки на пересечении Мельникайте и Дружбы. В 2023 году отдельное устройство велосипедных дорожек протяженностью 4,3 км планируется по улицам Пермякова (от 50 лет Октября до Менделеева) и Воровского (от Республики до 50 лет Октября). А уже в этом году около километра велодорожек проложат в составе дорожной инфраструктуры на улицах Розы Трениной и Константина Посьета в жилом районе «НовоПатрушево».
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина
Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова