Деловое сообщество и обыватели бурно обсуждают предстоящий уход немецкого машиностроительного концерна Siemens из России. В самом деле, Siemens в прямом смысле слова «проживший» в нашей стране свыше 150 лет и начавший свой бизнес в ней в 1851 году с поставки 75 стрелочных телеграфных аппаратов для железнодорожной линии между Москвой и Санкт-Петербургом, теперь решил покинуть ее навсегда. Одни эксперты считают, что ничего особенного не произойдет, другие чуть ли не предрекают масштабный коллапс в промышленности и энергетике. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Siemens, настолько привычный для россиян, крепко ассоциировался с хорошими стиральными машинами, надежными мобильными телефонами (очень популярными в начале 2000-х годов) и быстрыми поездами «Сапсан» и «Ласточка» (на которых так удобно и приятно путешествовать). Казалось, он олицетворял надежность и стабильность. Но на прошлой неделе неожиданно распространил сообщение об уходе из России. Когда именно Siemens завершит свои дела в нашей стране, в сообщении не говорилось.
Непонятно, как именно собрался Siemens расстаться с Россией – окончательно и бесповоротно или все-таки с возможностью возврата после снятия санкций.
«Это может быть как целенаправленное вредительство, после которого места концерну уже не будет в России. Или экологичный уход с передачей технологий и производства собственникам в России, с опционом на обратный выкуп», – указывает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал».
Политолог о кризисе в европейских странах: «Уже к концу года могут уйти в серьезную рецессию»
Проекты Siemens в России были многообразны. И если о проблемах с со скоростными «Сапсанами» или «Ласточками» все слышали, то например, неясной представляется судьба завода «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ), созданного Siemens вместе с «Силовыми машинами». Он выпускает газовые турбины большой мощности для тепловых электростанций. Но локализация их производства не доведена до 100 %, этого планировалось достичь только к концу 2024 года.
Теперь же СТГТ в прямом смысле слова подвисает в воздухе. Еще в 2020 году директор СТГТ Нико Петцольд признавал, что завод недозагружен и для полной локализации ему необходим заказ на 10-15 турбин сроком на 10-12 лет. За минувшие два года вряд ли произошли кардинальные изменения.
Прибавим к сложившейся ситуации действующие против «Силовых машин» и их владельца Алексея Мордашова западные санкции и становится очевидным, что в одиночку без Siemens локализовать производство газовых турбин не получится. Если же компания еще откажется поставлять для них компоненты, то СТГТ может вообще сорвать выполнение заказов для нужд российской энергетики.
«Силовые машины» смогут производить газовые турбины, но худшего качества. Совсем без газовых турбин Россия не останется, тем не менее будут потери в эффективности», – прогнозирует Артем Тузов.
Дьявол в деталях
Самые большие проблемы связаны отнюдь не с железнодорожными поездами или газовыми турбинами и даже не со стиральными машинами. Дьявол, как известно, кроется в деталях, причем, на первый взгляд вообще незаметных для непосвященных в тонкости людей. Siemens поставлял программное обеспечение и электротехнические устройства для отечественной промышленности и энергетики.
«Степень негативного влияния от ухода Siemens намного значительнее, чем кажется. За счет широкого внедрения на производственных предприятиях России его программного обеспечения для управления жизненным циклом изделия – Siemens PLM Software – было широко распространено на отечественном рынке. У него ряд достоинств, и поэтому ему сложно подобрать отечественную замену», – рассказывает заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами фирмы DCLogic Андрей Стеблевский.
Некоторые виды электротехнических устройств Siemens, похоже, сознательно не пытался выпускать в нашей стране, предпочитая завозить их из-за границы. Будучи по ряду позиций единственным или одним из немногих поставщиков таких «штучек», он фактически держал под контролем реальный сектор в России. В случае отказа Siemens продавать их отечественным электростанциям и заводам, им придётся искать альтернативу.
И тут либо понадобится пойти на поклон к китайцам, которые могут, конечно, смастерить что-то подобное продукции Siemens, но ее качество может быть похуже, а стоимость повыше, либо попробовать завозить изделия, производимые Siemens, в рамках параллельного импорта, и опять-таки по высоким ценам. Иначе никак – без замены вышедших из строя электротехнических устройств России могут грозить сбои в энергосистеме и остановки предприятий.
«Остается только надеяться, что с 2014 года, когда первый раз пошли разговоры о том, что Siemens покинет Россию, были приняты соответствующие меры», – резюмировал Артем Тузов.
Фото: freepik.com