Покупка российской сети McDonalds – тема последних суток в бизнес-сфере. Неожиданностью для многих стала фигура покупателя, ранее не снискавшего общероссийских лавров на ниве ресторанного бизнеса. Как шел к этому Александр Говор и чем еще владеет бизнесмен из Новокузнецка, разбирается «ФедералПресс».
Who is mr. Говор?
Крупнейшая мировая сеть быстрого питания McDonald's в четверг объявила о продаже российского бизнеса владельцу одной из региональных франшиз, Александру Говору. По условиям сделки, которую должны закрыть в ближайшие недели, кузбасский бизнесмен покупает все рестораны, принадлежавшие филиалу компании в РФ. Всего в России до начала спецоперации работало более 850 ресторанов McDonald's, но какая-то часть принадлежала именно таким франчайзи. Конкретно Говор владел 25 заведениями в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, в Республике Алтай, а также в Алтайском и Красноярском краях.
Чем известен Говор? Биография его достаточно подробно изложена на сайте «Новокузнецк 400» – правда, в весьма комплиментарном тоне. Вот основные вехи жизни предпринимателя. Родился 8 июня 1960 года, детство провел активно – хоккей, бокс, мотокросс, соревнования, спортивные разряды. В 14 лет занялся военно-прикладным многоборьем в клубе собаководства, был чемпионом области, так что служить в армию отправился со своей собакой – в погранвойска на китайскую границу.
Окончив еще до армии металлургический техникум, после службы Говор пошел работать шахтером, окончил профильные ПТУ и техникум. Начав карьеру на шахте «Юбилейная» с подземного горнорабочего, Говор быстро вырос до начальника проходческого (затем – добычного) участка, а в 1997 году стал гендиректором «Юбилейной». Позже руководил одновременно несколькими шахтами и успешно это монетизировал.
Продав в 2007 году долю в компании «Южкузбассуголь», Говор создал «Сибэнергоуголь» с запасами более 55 млн тонн ископаемого сырья. Большая его часть продавалась за границу, поэтому «Сибэнергоуголь» купил калининградский порт «Светлый» с угольным терминалом. Но бизнесмену явно было тесно в рамках одной отрасли. В ноябре 2007 году Говор вместе со своим партнером и другом Юрием Кушнеровым приступил к строительству Яйского нефтеперерабатывающего завода (ЯНПЗ) на севере Кемеровской области. Тот был введен в эксплуатацию в 2013 году: объем переработки нефти – 3300 тыс. тонн в год, глубина переработки 76 %, накопленный объем инвестиций к 2021 году – 54 миллиарда рублей. Кроме того, в 2009 году бизнесмен начал сколачивать строительный холдинг.
В 2008 году Говор создает продовольственный «А-Мега-Холдинг» (владеет брендом «Сибирская Милена»), в состав которого сегодня входят животноводческие фермы, молокозаводы и колбасная фабрика «Деликатесы Междуречья».
Сегодня предпринимателю, согласно открытым источникам, официально принадлежат пакеты в нескольких компаниях. Прежде всего, это новокузнецкое АО «Нефтехимсервис» с выручкой в прошлом году 97,5 млрд рублей и чистой прибылью 483 млн рублей, которое владеет ЯНПЗ. Среди других ключевых активов Говора – «Анжерская нефтегазовая Компания» (выручка – 23,3 млрд, чистый убыток – 3,1 млрд рублей) и НПЗ «Северный Кузбасс» (выручка – 720 млн, убыток 1,2 млрд рублей). Кроме того, Говор владеет отелем Park Inn и сетью частных клиник «Гранд Медика» в Новокузнецке, лесным хозяйством «Таштыпские Зори» и охотничье-промысловым «Озерное». Как говорят, последние бизнесмен приобрел скорее для души: в тех краях находится поместье Говора.
«Технологии, которые использовал McDonald’s, не уникальные»
Собственно ООО «ГиД», которым Александр Говор владеет единолично, было создано для развития сибирской франшизы McDonald’s в 2014 году. Предприятие набрало солидные обороты (выручка в 2021 году составила 2,1 млрд рублей), но прибыльным не стало. Так, в прошлом году компания показала 12 млн рублей убытка, и это еще неплохой результат: бывало, потери достигали 275 млн рублей.
Власти к покупке Говором McDonald’s отнеслись благосклонно. По крайней мере, глава Минпромторга Денис Мантуров уже заявил, что его министерство окажет российскому владельцу «необходимое содействие в налаживании работы». Акцент при этом министр делает на сохранение рабочих мест. «Важно, что в результате достигнутых договоренностей продолжится работа крупной сети заведений общепита, а рабочие места сохраняются с гарантией соблюдения новым собственником ранее принятых обязательств перед сотрудниками», – цитирует пресс-служба слова Мантурова.
Покупатель намерен сохранить не только коллектив, но и меню (хотя названия блюд останутся за McDonald’s), а также рецептуру, «любимую многими россиянами», как выразился замминистра торговли Виктор Евтухов. Экономист Олег Рой полагает, что новый владелец сети McDonald’s не потеряет авторитет.
«Насколько я знаю, 90 % поставщиков у McDonald’s были из России, и несмотря на уход связи сохранятся. У предпринимателя есть все шансы сохранить сеть, которая работала весьма эффективно, и нужно сильно постараться, чтобы ее разрушить. Технологии, которые использовал McDonald’s, не уникальные, и их можно адаптировать к российским условиям. Наша пищевая промышленность за последние десять лет серьезно выросла, и возможности сделать не хуже, чем делал McDonalds, думаю, есть», – считает Рой.
Однако директор ООО «Торговый дом «Шкуренко» Виктор Шкуренко не уверен, что сменивший хозяина бизнес будет столь же эффективным.
«Бизнес, конечно, не развалится, но пока не ясно, насколько он будет так же успешен, как под патронажем McDonald’s. Это покажет время. Все инновации идут с Запада, и этот новокузнецкий предприниматель окажется в определенном инновационном вакууме, и пока не понятно, как он с этим будет справляться. Успешная бизнес-модель состоит из ключевых деталей, и именно их McDonald’s, уходя из России, забирает с собой, оставляя этого предпринимателя один на один с рынком. К тому же название поменяется, а это доверие покупателя. С другой стороны, шаг очень смелый и цена за этот бизнес адекватная, и значит, пока можно не думать о большой прибыли», – отметил предприниматель в разговоре с «ФедералПресс».
Схожего мнения придерживается и руководитель отдела маркетинга фабрики «Лелея» Марина Кокорина.
«По ребрендингу нельзя сказать однозначно. Кому-то он помогает, кому-то просто убивает бизнес. Это всегда индивидуально. Однако мало сделать ребрендинг, его нужно еще правильно преподнести целевой аудитории, а это тоже процесс не на один месяц. Для того, чтобы сказать, точно ли подойдет ребрендинг к этому бизнесу, нужно провести исследование. Потому что в данном случае может быть, что люди обрадуются замене и импортозамещению, а может быть, совсем наоборот», – считает маркетолог.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков