Top.Mail.Ru
Политика
Самарская область
0

Максим Соколов у руля «АвтоВАЗа»: расцвет автопрома или будущий провал? 

Максим Соколов, министр
Ранее Соколов занимал должность Министра транспорта РФ

На фоне ударов западных санкций весь российский автопром испытал невиданные прежде проблемы. Даже «АвтоВАЗ», крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе, в настоящее время находится на простое из-за нехватки запчастей. На фоне происходящего в компании меняется руководство – в должность вступает бывший петербургский вице-губернатор Максим Соколов. «ФедералПресс» пообщался с экспертами из Северной столицы о том, поможет ли это кадровое решение спасти одно из системообразующих предприятий государства. 

Менеджер широкого профиля

Трудно спорить с тем, что за плечами Максима Соколова большой управленческий опыт. Еще до прихода на работу в администрацию Санкт-Петербурга в 2004 году, он в течение 10 лет возглавлял крупные строительные компании – сначала ЗАО «Росси» (1994 г.) и ООО «Корпорация С» (1999 г.). Обе компании занимались восстановлением и отстройкой заново исторических зданий в Петербурге с сохранением их исторического облика.

Однако с поступлением на государственную службу он существенно изменил свой профиль. Там он возглавлял комитет по стратегическим проектам и инвестициям, причем, в последнем весьма преуспел: ему удалось привлечь немало инвестиций от крупных мировых автоконцернов – NISSAN, HYUNDAI и TOYOTA. Вероятно, именно этот опыт, а также последующая работа в должности федерального министра под непосредственным началом Путина, впоследствии привели его к занимаемой ныне должности. При этом такое назначение, как полагают эксперты, предполагает под собой немалую ответственность для кандидата.

«Вне всяких сомнений «АвтоВАЗ» сейчас будет как минимум на виду, особенно из-за ухода с рынка зарубежных марок. Люди уже привыкли к определенному уровню качества и комфорта, к иномаркам, к более-менее частой смене машин. И качество в обслуживании, возможность выбора и приобретения автомобиля для людей сейчас очень важно. На человека, который сейчас будет ответственен за выпуск отечественных моделей машин, будет возложена огромная ответственность. Здесь нужен очень опытный управленец. Я думаю, что у Соколова достаточно опыта, чтобы взять управление в свои руки», – утверждает политолог, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор.

И все же до настоящего времени работа нового главы «АвтоВАЗа» едва ли была напрямую связана с автомобильной промышленностью. Занимая должность министра транспорта с 2012 по 2018 год, Соколов больше занимался разработкой и строительством федеральных трасс (Крымский мост, «Таврида» и М-11), ключевыми объектами дорожной инфраструктуры и взаимодействием с целыми транспортными отраслями, но не непосредственным производством. На посту же петербургского вице-губернатора в его ведении были транспорт, инвестиции и туризм. В связи с этим у некоторых экспертов возникли вопросы к назначению Соколова на нынешнюю должность.

Обоснованные сомнения

Так, политический аналитик Владимир Соловейчик считает кандидатуру Соколова изначально неправильной, вспоминая ряд негативных моментов во время его пребывания на крупных управленческих должностях.

«Я не очень в курсе, какими аргументами руководствовались те, кто принимали это решение. Мне кажется, памятуя прежние «достижения» Максима Юрьевича на разного рода административных постах, ничего хорошего ожидать не приходится. Еще будучи министром транспорта РФ, он получал персональный выговор от президента Владимира Путина. Я что-то не упомню, за исключением этого случая, чтобы кто-то из действующих федеральных министров получал выговор, находясь на своей должности. Поэтому, когда в 2018 году он был уволен без предоставления какой-либо иной должности на государственной службе, все восприняли это как должное», – рассуждает эксперт.

Упомянутый «выговор» действительно имел место быть в 2017 году. Он был связан с фактическим крахом авиакомпании «ВИМ-Авиа», входившей в топ-10 перевозчиков в РФ. К моменту развернувшегося внутреннего кризиса выяснилось, что ее долги перед поставщиками топлива составляют до 10 млрд рублей. После возбуждения уголовного дела гендиректор авиакомпании был арестован, а Максим Соколов получил жесткое дисциплинарное взыскание от президента: глава государства даже заявил о «полном служебном несоответствии» министра.

Подверг критике Соловейчик и работу чиновника на должности вице-губернатора в Санкт-Петербурге. По его словам, курируемая Соколовым транспортная реформа идет с существенными затруднениями, а его уход с ответственной должности выглядит не лучшим образом.

«Очевидно, что убирать главного куратора транспортной реформы в самый разгар реализации, накануне второго этапа, который должен состояться 1 июня – значит расписаться в том, что человек оказался не на своем месте. Я бы не сказал, что его назначение в «АвтоВАЗ» – это ссылка. Это скорее бегство от ответственности, от новых выговоров. И потом надо помнить, что он начинал свою карьеру в строительстве и к транспортной сфере отношение имеет весьма опосредованное. Человек, у которого бэкграунд в строительной индустрии, вряд ли станет крупным специалистом по транспорту. Есть у нас сейчас такая мода: так называемых эффективных менеджеров перебрасывать, как Чубайса, из одной сферы в другую. А результаты, как мы знаем, мягко говоря, негативные. И эта ситуация, на мой взгляд, не ведет ни к чему хорошему ни в одной отрасли», – утверждает политический аналитик.

В то же время, другие наши собеседники были не так категоричны в оценке работы чиновника. К примеру, директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников считает, что в условиях ковидного кризиса Соколов, напротив, показал достаточно хороший результат на своем посту.

«На самом деле, больших провалов в Петербурге у Максима Соколова не было. Период его управления определенным блоком городского хозяйства пришелся на достаточно сложный период. С одной стороны, это был ряд коронавирусных ограничений, не самым лучшим образом сказавшийся на городских инвестпроектах, а также нынешняя ситуация. Транспортная реформа, которая при нем была запланирована, должна была запуститься уже достаточно давно – ее откладывали из-за коронавируса. Сейчас она запускается, но как и любая крупная программа с момента запуска она еще на 100 % не работает. Сказать, что она провалена – нет, ни в коем случае, она уже приносит определенные позитивные изменения. В целом, здесь работа Соколова должна быть оценена скорее позитивно, но, видимо, доводить начатое до конца будут уже новые кадры. Полагаю, что именно из-за позитивной оценки его работы ему достался сложнейший блок – возрождение «АвтоВАЗа» в сложившихся условиях», – говорит Солонников.

В этом с ним согласен и политолог Александр Конфисахор. По его мнению, подобное назначение было бы невозможным без определенного доверия сверху в отношении Соколова и его работы.

«Разумеется, у чиновника такого уровня не может не быть проколов в длинной карьере. Само собой, за время недостатки будут набираться. Но тем не менее, каких-то особых провалов или взлетов за ним замечено не было. В некотором смысле, я бы сказал, что приход в «АвтоВАЗ» для него это рост, если не в чиновничьей иерархии, то в карьерном плане. Быть на вторых ролях пусть даже и в таком большом городе как Санкт-Петербург – это одно дело, а руководить таким крупным, я бы даже сказал, стратегическим предприятием – это совсем другое. Для него это, безусловно, повышение, потому что возможность возглавить такое производство даст ему быть самостоятельной фигурой у руля знакового для страны предприятия. И если Соколову была доверена такая возможность, это означает, что руководство страны знает, что он приложит все силы, чтобы справиться с задачей», – утверждает наш собеседник.

«Прыгнуть выше головы»

Говоря о будущем крупнейшего автомобильного производителя страны, эксперты сходятся во мнении о том, что любому возглавившему это производство придется столкнуться с колоссальными сложностями.

По словам Дмитрия Солонникова, проблемы, с которыми столкнулся сейчас «АвтоВАЗ», имеют давние корни.

«В машиностроении есть много болевых точек. Начнем с того, что в свое время, еще при министре Федорове, РЖД подписало соглашение с Siemens на запуск «Сапсана». Тогда производство этих поездов за определенный срок должно было быть перенесено в Россию. А потом российское руководство этот договор изменило, локализовывать производство не стали, ведь удобнее все закупать за рубежом, не отвечать за производство здесь и кататься в зарубежные командировки. То же самое было и с автопромом: по изначальным проектам, они должны были постепенно перейти к локализации производства в России, но это не сработало. Пока в стране все было хорошо, а лозунг либеральных экономистов был «Мы купим за рубежом все, что нам нужно» – все так в стране и работало. Пока жареный петух не клюнул, смысла заниматься этим вопросом особого не видели, а сейчас снова обратили внимание», – говорит политолог.

Сам Соколов, похоже, разделяет это мнение. Вступив в должность 23 мая, он заявил, что предприятие будет работать над импортозамещением и созданием базы поставщиков, преимущественно находящихся на территории Приволжья.

«То, что говорит сейчас Максим Юрьевич о курсе на импортозамещение – да, заниматься локализацией производства необходимо. Но вот вопрос, есть ли у нас на это кадры? Соколов достаточно грамотный управленец, но чтобы запустить этот процесс, одного грамотного управленца недостаточно. Должны быть еще люди, которые это умеют делать. Пока особенно удачных результатов в этом плане в стране не было, но виноват в этом не Соколов. Это просто наша реальность, с которой теперь ему придется иметь дело. В любом случае, сейчас «АвтоВАЗ» будет искать зарубежных партнеров. Даже проект возрождения марки «Москвич» в первую очередь строится на этом, и долгие годы завод именно так и работал. Кто теперь будет этими партнерами взамен ушедших западных компаний – это как раз то, что предстоит решить Максиму Юрьевичу. Посмотрим, кого он сможет найти, и какие здесь будут договоренности. Автомобильное производство он должен знать достаточно хорошо, ведь Петербург был одним из центров, где располагалось большое количество площадей автомобильных производств. Здесь есть огромное количество кадров, средств производства и оборудования, которое фактически сейчас простаивает. Это тоже была его зона ответственности как вице-губернатора, и вполне может так получиться, что найдутся какие-то совместные решения по использованию ресурсов Санкт-Петербурга для «АвтоВАЗа», – рассуждает Дмитрий Солонников.

В свою очередь, политолог Александр Конфисахор уверен, что новому руководителю предприятия не придется решать накопившиеся за годы проблемы в одиночку. Более того, по его мнению, сейчас и ему, и «АвтоВАЗу» в целом будет оказываться поддержка буквально на всех уровнях.

«Я думаю, что у Соколова достаточно опыта и компетенций, чтобы управлять таким предприятием. Во-вторых, он же там будет не один, там есть целый штат менеджеров различного уровня. Тем более, возможно, что он свежим взглядом сможет оценить, что можно сделать для улучшения ситуации. Полагаю, что и он сам, зная, какая на него будет возложена ответственность, приложит все возможные усилия и прыгнет выше головы, чтобы оправдать это доверие. И, разумеется, сейчас ему и «АвтоВАЗу» будут оказаны всевозможные преференции, чтобы не было проколов и проволочек», – резюмирует наш собеседник.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com,Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.