Двухдневный форум «Импортозамещение. Новые возможности», который проходит в Челябинске, стал площадкой для обмена мнениями и опытом. Предприниматели и власть выстраивали диалог, представители разных регионов – пытались найти точки соприкосновения и возможных партнеров, и практически каждый участник задавался вопросом о сути этого самого «импортозамещения». Как с глобальной задачей справляются представители челябинских компаний – в материале «ФедералПресс».
Поиск альтернативы и готовность к сотрудничеству
Челябинский цинковый завод оказался в информационном вакууме. Предприятие не входило напрямую в санкционные списки, но столкнулось с расторжением контрактов с поставщиками. Нашли ряд российских компаний, которые могут по чертежам скопировать некоторые запчасти для оборудования.
«Также шел поиск альтернативных каналов закупок. Мы набрали несколько специалистов, знающих иностранные языки, – в том числе на аутсорсинге, специально для поиска производителей в странах, не включенных в недружественный список», – рассказал участникам форума коммерческий директор Челябинского цинкового завода Александр Харченко.
СПРАВКА МИНПРОМА: АО «Челябинский цинковый завод». Ищут поставщиков фильтровальных изделий, фильтровального полотна, запчастей к импортному насосному оборудованию, насосов, химических реагентов.
На Магнитогорском металлургическом комбинате, который был готов еще шесть месяцев после начала санкционного давления работать без проблем, тоже задумались об альтернативе. Если необходимую электронику оказалось привезти проще, то вопрос возник с химией. После поиска поставщика в дружественной стране обязательно нужно провести испытания, причем дважды.
«Мы выделили такую номенклатуру, которая требует эскизирования оборудования. Для этого нужно очень много проектантов. Мелкий бизнес охотно за это берется, но у них маленькие мощности. Большим проектным институтам это почему-то пока не интересно», – поделился старший менеджер управления Александр Маструев.
СПРАВКА МИНПРОМА: ПАО «ММК». Ищут поставщика химических реагентов и готовы сотрудничать с крупными проектными институтами для разработки эскизов оборудования.
Долгострочные контракты и финансовая дисциплина
Челябинский радиозавод поставляет все основные типы навигационных средств для аэродромов страны. С 2019 года предприятие разрабатывает линейку новых продуктов, чтобы удовлетворять требования заказчиков на перспективу. В нынешней экономической ситуации предприятию пришлось формировать страховые запасы для выпуска продукции и оптимизировать ресурсы.
«Наше предприятие реализует несколько направлений стратегии диверсификации, которая тесно связана с импортозамещением: это новая продукция гражданского назначения. Диверсификация в смежных отраслях основана в том числе на освоении в производстве изделий сторонних разработчиков», – озвучил опыт работы радиозавода начальник отдела маркетинга Вадим Чудимов.
Он считает, что устранить импортозависимость позволит увеличение горизонта планирования на 5–10 лет. Сейчас он мал: госзаказчики заключают договоры на 2–3 года.
СПРАВКА МИНПРОМА: АО «Челябинский радиозавод «Полет». Готовы приобретать приводы вращения антенных систем.
Краткосрочность контрактов для нефтяников, например, оборачивается тем, что обычный гидравлический ключ по стоимости становится соизмерим с автомобилем, а стоимость килограмма железа практически эквивалентна золоту.
«Проблема, которая всех нас просто убивает, – это плохая финансовая дисциплина. Крупнейшие нефтяные компании, являющиеся нашими заказчиками, имеют отсрочку 90, а то, бывает, и больше дней. Кто из вас с нами выживет?» – задался вопросом гендиректор «НефтьСервиса» Михаил Камышев.
Он считает, что импортозамещение никогда не даст нужного эффекта, так как это позиция догоняющего. Нужно поменять ментальность и думать об импортонезависимости, которая станет предтечей импортному превосходству. Его компания к 2022 году прошла большой путь и практически вытеснила с российского рынка США и Канаду, которые до этого занимали две трети рынка гидроключей в нашей стране.
СПРАВКА МИНПРОМА: ООО «Нефть-сервис». Выпускают продукцию для потребителей нефтегазовой отрасли. Разработали и являются производителями гидравлического ключа для свинчивания и развинчивания насосных труб во время ремонта скважин.
Цифровизация и полный цикл производства
В производственной компании «ТРЕК» считают, что в теме импортозамещения сейчас «тушат пожары». А нужно думать о цифровой революции, наращивать компетенции сотрудников, обучать цифровым профессиям. Компания делает это с помощью таких доступных платформ, как skillbox, «Яндекс», Cбер и другие.
«Иностранные партнеры, которые ушли с нашего рынка, они, во-первых, прошли уже четвертый промышленный уклад: у них автоматизированные и роботизированные производства, и сейчас они уже перешли, так сказать, в революцию 5.0 – это использование искусственного интеллекта, использование дополненной реальности в проектировании», – рассуждает директор ПО «ТРЕК» Елена Падучина.
Предприятие взялось за партнерскую работу по роботизации с ЮУрГУ, создает в проектных офисах креативную среду. Главное, чего хотят на производстве, – это качество. Его не дают китайские поставщики.
Почему главный вопрос в теме импортозамещения – власть: «Должен быть ответственный»
СПРАВКА МИНПРОМА: ООО «ТРЕК», г. Миасс. Производят автозапчасти для легковых и легких грузовых автомобилей. Нуждаются в запчастях для импортного оборудования.
Технопарк «ЗЭМ» в Челябинске создавался для создания новых продуктов. Якорное предприятие «Электромашина» развивается на базе ОПК. Обладает компетенциями, готово предоставить складские и производственные помещения, имеет более 300 конструкторов в бюро. На площадях технопарка представлен региональный испытательный центр. Возможно полностью замкнуть цикл.
«У нас три ступени к импортозамешению. От предприятия требуется идея: что оно хотело импортозаместить. Мы подбираем услуги, в том числе и по интеллектуальной собственности. Третья ступень – производство», – анонсировал работу технопарка гендиректор управляющей компании Дмитрий Торопыно.
СПРАВКА МИНПРОМА: Технопарк «ЗЭМ». Готовы разработать, оформить патент и собрать электротехническую продукцию в соответствии с требованиями заказчика.
Также своим опытом и взглядом на ипортозамещение с коллегами из других регионов поделились и другие компании Южного Урала.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
Сделано в России