После приостановки работы ведущих автобрендов в России цены на комплектующие выросли на 50 %. Запасы на складах пока есть, но рано или поздно они подойдут к концу, и тогда поиск необходимой детали превратится в настоящий квест и влетит в копеечку. Выходом может стать выпуск деталей местными производителями. Например, омская компания Plastic Auto уже восемь лет занимается производством ремкомплектов для автомобилей. О том, как родилась идея изготовления деталей на 3D-принтере и может ли это ноу-хау заместить импортную продукцию, «ФедералПресс» рассказал технический директор компании Петр Филатов.
Не хуже новой
Ваша компания занимается изготовлением деталей для автомобилей. Расскажите подробнее о вашем бизнесе. Откуда пришла идея создания такого производства?
— История компании началась в 2014 году. Друг нашего основателя, Дмитрия Шейкина, попросил помочь решить проблему нефиксирующихся дверей авто. В итоге разобрали ограничители и обнаружили, что два фиксатора просто износились и поэтому дверь болтается. В итоге родилась идея изготовить деталь на 3D-принтере, и те фиксаторы прослужили около года. Дмитрий начал более внимательно разбираться в вопросе и выяснил, что спрос на такие детали довольно высок. Со временем мы усовершенствовали производство, подобрали необходимый материал.
Сейчас часть деталей изготавливается методом литья под давлением, а есть те, которые изготавливаются методом механической обработки. Материал прошел все испытания. На наши детали мы даем три года гарантии.
Какие именно детали и для каких машин делаете?
— Компания занимается изготовлением таких деталей для автомобилей, как ограничители дверей, ремкомплекты втулок дворников, рулевых реек, привода сидений, дроссельных заслонок и многих других, которые подойдут как на отечественные машины, так и на иномарки.
Расскажите о рынке сбыта своей продукции. Вы поставляете детали только по Сибири или вышли на другие регионы?
— В 2020 «пандемийный» год мы вышли на зарубежный рынок – спрос не только по России, но и в 60 странах мира, в прошлом году этот список вырос до 71 страны. Сейчас по понятным причинам ситуация изменилась. После введения санкций мы работаем с российскими регионами, а также вышли на рынок Казахстана и Белоруссии.
В чем уникальность вашей технологии?
— Главная изюминка заключается в том, что мы изготовляем ремкомплекты, который не стоят дорого. У автолюбителей есть возможность качественно починить запчасть вместо того, чтобы покупать новую. Кроме того, у нас разработан свой состав, из которого изготавливаются детали.
![]()
Без оглядки на Запад
Почувствовали изменения в своей работе после введения санкций?
— После введения антироссийских санкций мы, как и многие предприниматели, почувствовали изменения. Прежде всего, рынок теперь заточен больше на Россию, но при этом есть хороший толчок для развития: закуплено новое оборудование, а ассортимент расширяется. Поэтому могу сказать, что санкции оказались для нас выгодны.
Откуда вы берете оборудование и расходные материалы? Насколько вы в этом зависимы от поставок из-за рубежа?
— В целом ничего не поменялось. Поставщики у нас все российские, и мы не зависим от зарубежных поставок. Была незначительная часть позиций, которые ушли после введения санкций, но нам удалось заменить их на аналогичные из России.
![]()
Реально ли удерживаться на плаву за счет своей продукции, не оглядываясь на Запад?
— Действительно, сегодня предпринимателям приходится переживать непростые времена. Нам удается не только удержаться на плаву, но и быть в «плюсе». У нас импортозамещающая продукция. Соответственно, после роста цен на новые автомобили и автозапчасти, все изменения оказались нам только на руку, поскольку мы предлагаем бюджетный вариант ремонта автомобиля.
Не нанося вреда природе
Как на вашем предприятии реализуется политика в социальной и экологической сфере – все то, что сегодня объединяют термином ESG? Определяете ли вы, например, влияние вашего производства на окружающую среду и так называемый углеродный след?
— Если брать во внимание отношение к окружающей среде, то у нас концепция предприятия с этим связана напрямую. К примеру, если у автолюбителя ломается дроссельная заслонка, то он покупает контрактную запчасть, а сломанная деталь отправляется на свалку. Мы же предлагаем заменить только одну шестерню в блоке, и за счет этого он прослужит еще несколько лет.
Можно ли сказать, что ваши запчасти экологичнее, чем у других производителей, в частности, иностранных?
— Иностранная контрактная деталь – узел в сборе, а наша деталь – маленькая шестерня. Кроме того, сейчас мы вводим сортировку с последующей переработкой. В будущем хотим вообще прийти к тому, чтобы отходы максимально реализовались. Стараемся минимально наносить вред природе.
![]()
Автолюбитель на СТО определяет, какая деталь неисправна и впоследствии специалисты нашей компании подбирают аналогичные детали, ничем не хуже западных.
Чего не хватает
Чувствуете ли Вы поддержку со стороны властей? Возможно, уже воспользовались какими-то мерами помощи: налоговыми льготами, преференциями по арендным платежам или особыми условиями по кредитам? Может, у вас есть видение, какой эта поддержка должна быть и чего не хватает?
— Пока явную поддержку мы не ощущаем. Если в пандемию был 1 % по налогам, то сейчас его подняли до 6 %. Мы подали заявку на получение компенсации за покупку нового оборудования. Пока решение не принято, но помощь в покупке оборудования была бы сейчас очень кстати, как и налоговые льготы.
![]()
Что бы вы посоветовали предпринимателям, которые делают первые шаги в бизнесе и открывают свои проекты?
— Предпринимателям я бы посоветовал не бояться пробовать. Наша компания когда-то начинала с одного ограничителя, потом расширили ассортимент, вышли на новые рынки и сейчас развиваемся очень активно.
Фото: предоставлено компанией Plastic Auto, freepik.com
ESG-развитие


