После приостановки работы ведущих автобрендов в России цены на комплектующие выросли на 50 %. Запасы на складах пока есть, но рано или поздно они подойдут к концу, и тогда поиск необходимой детали превратится в настоящий квест и влетит в копеечку. Выходом может стать выпуск деталей местными производителями. Например, омская компания Plastic Auto уже восемь лет занимается производством ремкомплектов для автомобилей. О том, как родилась идея изготовления деталей на 3D-принтере и может ли это ноу-хау заместить импортную продукцию, «ФедералПресс» рассказал технический директор компании Петр Филатов.
Не хуже новой
Ваша компания занимается изготовлением деталей для автомобилей. Расскажите подробнее о вашем бизнесе. Откуда пришла идея создания такого производства?
— История компании началась в 2014 году. Друг нашего основателя, Дмитрия Шейкина, попросил помочь решить проблему нефиксирующихся дверей авто. В итоге разобрали ограничители и обнаружили, что два фиксатора просто износились и поэтому дверь болтается. В итоге родилась идея изготовить деталь на 3D-принтере, и те фиксаторы прослужили около года. Дмитрий начал более внимательно разбираться в вопросе и выяснил, что спрос на такие детали довольно высок. Со временем мы усовершенствовали производство, подобрали необходимый материал.
Сейчас часть деталей изготавливается методом литья под давлением, а есть те, которые изготавливаются методом механической обработки. Материал прошел все испытания. На наши детали мы даем три года гарантии.
Какие именно детали и для каких машин делаете?
— Компания занимается изготовлением таких деталей для автомобилей, как ограничители дверей, ремкомплекты втулок дворников, рулевых реек, привода сидений, дроссельных заслонок и многих других, которые подойдут как на отечественные машины, так и на иномарки.
Расскажите о рынке сбыта своей продукции. Вы поставляете детали только по Сибири или вышли на другие регионы?
— В 2020 «пандемийный» год мы вышли на зарубежный рынок – спрос не только по России, но и в 60 странах мира, в прошлом году этот список вырос до 71 страны. Сейчас по понятным причинам ситуация изменилась. После введения санкций мы работаем с российскими регионами, а также вышли на рынок Казахстана и Белоруссии.
В чем уникальность вашей технологии?
— Главная изюминка заключается в том, что мы изготовляем ремкомплекты, который не стоят дорого. У автолюбителей есть возможность качественно починить запчасть вместо того, чтобы покупать новую. Кроме того, у нас разработан свой состав, из которого изготавливаются детали.
Без оглядки на Запад
Почувствовали изменения в своей работе после введения санкций?
— После введения антироссийских санкций мы, как и многие предприниматели, почувствовали изменения. Прежде всего, рынок теперь заточен больше на Россию, но при этом есть хороший толчок для развития: закуплено новое оборудование, а ассортимент расширяется. Поэтому могу сказать, что санкции оказались для нас выгодны.
Откуда вы берете оборудование и расходные материалы? Насколько вы в этом зависимы от поставок из-за рубежа?
— В целом ничего не поменялось. Поставщики у нас все российские, и мы не зависим от зарубежных поставок. Была незначительная часть позиций, которые ушли после введения санкций, но нам удалось заменить их на аналогичные из России.
Реально ли удерживаться на плаву за счет своей продукции, не оглядываясь на Запад?
— Действительно, сегодня предпринимателям приходится переживать непростые времена. Нам удается не только удержаться на плаву, но и быть в «плюсе». У нас импортозамещающая продукция. Соответственно, после роста цен на новые автомобили и автозапчасти, все изменения оказались нам только на руку, поскольку мы предлагаем бюджетный вариант ремонта автомобиля.
Не нанося вреда природе
Как на вашем предприятии реализуется политика в социальной и экологической сфере – все то, что сегодня объединяют термином ESG? Определяете ли вы, например, влияние вашего производства на окружающую среду и так называемый углеродный след?
— Если брать во внимание отношение к окружающей среде, то у нас концепция предприятия с этим связана напрямую. К примеру, если у автолюбителя ломается дроссельная заслонка, то он покупает контрактную запчасть, а сломанная деталь отправляется на свалку. Мы же предлагаем заменить только одну шестерню в блоке, и за счет этого он прослужит еще несколько лет.
Можно ли сказать, что ваши запчасти экологичнее, чем у других производителей, в частности, иностранных?
— Иностранная контрактная деталь – узел в сборе, а наша деталь – маленькая шестерня. Кроме того, сейчас мы вводим сортировку с последующей переработкой. В будущем хотим вообще прийти к тому, чтобы отходы максимально реализовались. Стараемся минимально наносить вред природе.
Автолюбитель на СТО определяет, какая деталь неисправна и впоследствии специалисты нашей компании подбирают аналогичные детали, ничем не хуже западных.
Чего не хватает
Чувствуете ли Вы поддержку со стороны властей? Возможно, уже воспользовались какими-то мерами помощи: налоговыми льготами, преференциями по арендным платежам или особыми условиями по кредитам? Может, у вас есть видение, какой эта поддержка должна быть и чего не хватает?
— Пока явную поддержку мы не ощущаем. Если в пандемию был 1 % по налогам, то сейчас его подняли до 6 %. Мы подали заявку на получение компенсации за покупку нового оборудования. Пока решение не принято, но помощь в покупке оборудования была бы сейчас очень кстати, как и налоговые льготы.
Что бы вы посоветовали предпринимателям, которые делают первые шаги в бизнесе и открывают свои проекты?
— Предпринимателям я бы посоветовал не бояться пробовать. Наша компания когда-то начинала с одного ограничителя, потом расширили ассортимент, вышли на новые рынки и сейчас развиваемся очень активно.
Фото: предоставлено компанией Plastic Auto, freepik.com
ESG-развитие