1 июня – Международный день защиты детей. Однако в России он особенный. Из разных уголков освобожденных в ходе специальной операции территорий Украины в нашу страну эвакуируются дети. Их не пощадило время, на их плечи легла тяжелая доля – жить в эпоху, когда рушится будущее. В свои годы они уже стали беженцами. И задача нашей страны и соотечественников – помочь им. Какие меры предпринимает Российская Федерация? Подробности – в нашем материале.
Россия – новая семья
Боевые действия не щадят никого, в том числе не щадят они детей. Из Донецкой и Луганской народных республик уже 8 лет приходят неутешительные сводки – разрушены школы, детские сады, поликлиники. В конце мая, например, под обстрел ВСУ попала школа в Еленовке (ДНР). По ней было выпущено шесть снарядов калибра 152 миллиметра.
30 мая все те же военные ВСУ решили нанести ракетный удар по двум школам и гимназии Донецка. В результате – погибли дети.
Зачастую страдают и тяжелобольные дети, которых в условиях постоянных, непрекращающихся боев невозможно лечить, невозможно поддерживать их здоровье. Так, глава минздрава РФ Михаил Мурашко рассказал, что более 60 детей из ДНР и ЛНР, которым требовалась помощь, прошли лечение в федеральных и региональных клиниках РФ. По словам министра, ребята поступают и сейчас – у них наблюдаются различные патологии, включая онкологические заболевания, травмы, острые хирургические болезни.
Помогает детям и семьям из Донбасса в основном аппарат детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Ключевым событием для этого института стало подписание президентом РФ Владимиром Путиным указа об упрощенном порядке приема в гражданство РФ детей-сирот из ДНР, ЛНР и с Украины.
«Эта категория детей не могла раньше получить гражданство в упрощенном порядке. Сейчас, после дополнений, ребята получают все социальные гарантии, которые связаны с образованием, детским оздоровительным отдыхом, медициной, и, конечно, с устройством в российские семьи», – рассказала Мария Львова-Белова.
Задолго до подписания этого документа многие россияне просили предоставить им возможность взять под опеку детей Донбасса.
«Таких семей уже тысяча только у аппарата уполномоченного. Скоро очередные сто детей поедут в ряд регионов в новые приемные семьи», – рассказала детский омбудсмен.
Специалисты аппарата уполномоченного по правам ребенка будет общаться с детьми-сиротами в ДНР и ЛНР на предмет желания попасть в приемную семью из России.
«После этого будут подбираться те семьи, которые наиболее для них комфортны. Надеюсь, по итогу ребятишки обретут любящих родителей», – отметила Львова-Белова.
Взгляд на две тысячи ярдов
Всего 240 тысяч детей из Донбасса и освобожденных территорий Украины было эвакуировано на территорию РФ в этом году. Несмотря на то, что их базовые нужды были удовлетворены, в ряде случае возникают и индивидуальные потребности. Они связаны и с техническими средствами реабилитации, инклюзивным образованием, и медицинской помощью.
Отдельное внимание в аппарате уполномоченного по правам ребенка уделяется психологическому восстановлению детей и подростков.
«К сожалению, ребята, которые приезжают к нам и остаются на территории республик, страдают посттравматическим синдромом. Они боятся гражданских самолетов, как бы мы им ни объясняли, что самолеты не несут угрозы. От громких звуков дети залезают под стол, рисуют поля боевых сражений, военную технику», – рассказала Мария Львова-Белова.
Сейчас проводится медико-психологическая комиссия, которая разработает реабилитационный маршрут для этих детей, в республики Донбасса направляются соответствующие специалисты.
Помощь под обстрелами
Зачастую для помощи детям Донбасса требуется координация всех ведомств. Этим занимается аппарат Уполномоченного по правам ребенка в том случае, если помощь нужно оказать качественно и срочно.
«Бывает, пишет мама из региона, где идут активные боевые действия, и сообщает: ее ребенок болен фенилкетонурией, и ему требуется специализированное медицинское питание», – рассказывает Мария Львова-Белова.
Если ребенок не будет получать специальное питание – ему грозят непоправимые последствия, в том числе развитие умственной отсталости.
«Мы подключаем Минобороны, МЧС, пытаемся провезти это все туда в обход боев», – продолжила детский омбудсмен.
Всего институт Уполномоченного по правам ребенка собрал 40 млн рублей и отправил 40 гуманитарных грузов.
«Надеюсь, что это будет подспорьем в той непростой ситуации, в которой находятся люди», – заметила детский омбудсмен РФ.
Всего 31 ребенок был привезен из Мариуполя сотрудниками аппарата детского омбудсмена. Они были найдены в подвалах разрушенного города. В основном это дети из приемных семей.
«К сожалению, приемные семьи повели себя нечестно. Иногда бывало так, что приемные родители забирали еду, воду и уходили. Дети оставались совершенно одни», – указала Мария Львова Белова.
Курс молодого родителя
Первые дети-сироты из ДНР и ЛНР были устроены под опеку в подмосковные приемные семьи.
Министр социального развития Московской области Людмила Болатаева рассказала о процессе интеграции детей Донбасса в российские семьи.
«Это дети, которые уже пережили психологическую травму, они находились в зоне боевых действий. Поэтому мы провели «экспресс-подготовку» этих родителей нашими психологами. Мы подготовили видеоролики для того, чтобы показать детям их будущие семьи. Для нас было важно, чтобы сами дети захотели поехать к нам», – отметила Болатаева.
Главным условием отбора будущих семей для детей Донбасса – опытность приемных родителей. «Они должны были уже воспитывать приемных детей», – пояснила министр.
Сейчас органы опеки регулярно предоставляют властям ДНР и ЛНР отчеты о том, как дети чувствуют себя в российских приемных семьях.
Ранее президент России Владимир Путин поддержал идею возродить в России почетное звание «Мать-героиня». Для таких женщин будет установлена единовременная выплата в 1 млн рублей.
Фото: ФедералПресс / Герман Парло
Спецоперация