Панельная дискуссия «ESG: новая устойчивость в новых условиях» состоялась в ходе первого дня VII международной конференции ЦИПР, проходящей в Нижнем Новгороде 1 – 3 июня. Спикеры обсудили наиболее важные вопросы, коснувшиеся активно развивающейся в России концепции с учетом изменения мирового порядка и беспрецедентного санкционного давления на Россию.
ESG – (environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление) – достаточно новая, но уже получившая достаточную известность в кругах крупного бизнеса концепция. Как говорят эксперты, для многих предприятий следование этим высоким стандартам является «делом чести». Однако, как и многие мировые тренды, в российских условиях эта система ценностей нуждается в локальной доработке. Во время пленарной дискуссии эксперты обсудили наиболее важные вызовы, с которыми приходится сталкиваться компаниям, «исповедующим ESG» в России.
В дискуссии приняли участие ведущие российские эксперты в данной области:
- Наталья Зайцева – управляющий директор дирекции ESG, Сбер,
- Андрей Чукарин – руководитель направления, АНО «РТ-ЦТ»,
- Ирина Мандрыкина – руководитель ESG-направления агентства ТАСС,
- Иван Тополя – председатель Комитета по интегрированной отчетности,
- Екатерина Кузьмина – начальник управления устойчивого развития ПАО «Промсвязьбанк»,
- Елена Грозная – исполнительный директор ESG Альянс,
- Марина Слуцкая – директор подразделения «Устойчивое развитие», АО «Банк ДОМ.РФ»,
- Андрей Бетин – заместитель губернатора Нижегородской области.
Необходимость единого стандарта
Тематика устойчивого развития, современного управления и перехода к низкоуглеродной энергетике активно развивается в России уже два с лишним года, последние несколько месяцев заставили отечественный бизнес существенно изменить подход к данным вопросам. При этом, как утверждают эксперты, сама концепция для крупных игроков рынка не изменилась, однако у бизнеса появился больший запрос к государству.
По мнению руководителя направления в АНО «РТ-ЦТ» Андрея Чукарина, разработать общий стандарт должно государство.
«Федеральный центр должен задать верхнюю планку, границы работы. Компании должны четко понимать, что они могут сделать, какой вклад внести в достижение национальных целей, стратегических инициатив, общественно значимых результатов нацпроектов. Рамка должна быть», – считает Андрей Чукарин.
При этом одна из главных трудностей, с которой продолжают сталкиваться следующие концепции компании, – это отсутствие унификации в отчетности.
«Каждая компания берет за основу тот стандарт, который считает наиболее релевантным. Какой-то единой стратегии в этом нет. И мы как СМИ тоже получаем разрозненную информацию, с которой не всегда понятно, как работать. [...] На текущий момент у нас нет единой формы этой отчетности и не утвержден оператор, который будет ее аккумулировать. Соответственно, в информационном поле тоже пока не понятно, что с ней будет происходить», – отметила руководитель направления ESG в агентстве ТАСС Ирина Мандрыкина.
При этом, по ее словам, в том или ином виде нефинансовую отчетность опубликовали более 50 % российских компаний, а общее число организаций, примкнувших к концепции ESG на сегодняшний день, составляет уже 217 – в основном это крупные производственные предприятия, многие из которых являются системообразующими для РФ.
Другой немаловажный вопрос заключается в том, что уже в ближайшем будущем возникнет необходимость не просто в создании общей системы отчетов, но и в технической возможности вести отчетность «в живом режиме».
По словам председателя Комитета по интегрированной отчетности Ивана Тополи, уже в перспективе ближайших четырех лет появится потребность в квартальной нефинансовой отчетности, а к 2028 году будет востребовано обязательное ее прогнозирование. Ближе к 2030-му насущной необходимостью может оказаться и вовсе моментальное раскрытие такой информации для пользователя в режиме онлайн. Однако разработка подобных систем может потребовать очень серьезных денежных вливаний.
Елена Грозная: «Фокус ESG-повестки – поворот в сторону Азии»
«Без привлечения инновационных средств, инновационных технологий этого нельзя будет достичь. И те, кто войдут в «голубые океаны» уже сейчас, понимая, что это, естественно, рискованное дело, как раз и помогут организациям в 2030 году эти задачи решить», – заявил Тополя.
Поиск инновационных решений
По словам исполнительного директора ESG-альянса Елены Грозной, в вопросах развития обозначенного направления в России требуется подключить новые технологические решения и возможности цифровизации. Это позволило бы не только решить проблему отчетности, но и сделать всю деятельность компаний в сфере ESG прозрачной не только для инвесторов, но и для рядовых россиян.
«Сегодня не хватает публичной информации о деятельности крупного бизнеса в области ESG, представленной в едином агрегированном цифровом виде. Не существует единого цифрового решения, чтобы сопоставлять компании из различных рейтингов между собой», – заявила она в ходе дискуссии.
Вопрос рейтингов и ранкингов, по ее словам, также становится все более актуальным день ото дня.
«Я считаю, что было бы уместно уже сегодня задуматься о том, как использовать возможности цифровизации, чтобы создать платформу, позволяющую с помощью big data ответить на вопрос «кто есть кто», сопоставить себя с другими компаниями или с бенчмарком, а также получить автоматизированные рекомендации по дальнейшему развитию», – рассказала об уже существующем в бизнес-кругах запросе эксперт.
В разговоре с «ФедералПресс» она также отметила, что из-за серьезной перестройки рынков в условиях санкций российская концепция ESG неизбежно сменит свой фокус с Запада на Восток – уже сейчас «ESG Альянс» проводит масштабное исследование азиатских рынков и бирж. Подробнее об этом вы можете узнать из нашего материала.
Фото: ФедералПресс / Александр Токарев
ESG-развитие