Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

Почему в Новосибирске упало качество ремонта дорог

ремонт дорог
Ремонтные работы в этом сезоне выполнят на более чем 200 объектах

В столице Сибири в самом разгаре очередной сезон ремонта дорог. При этом жалобы на качество работ стали поступать чаще. «ФедералПресс» разбирался, почему дороги в Новосибирске делают с каждым годом все хуже.

Грандиозные планы

В этом году на дороги сибирского мегаполиса выделили 2,37 млрд рублей. Из них 2,14 миллиарда – из областного бюджета, 232,1 миллиона – из муниципального, еще 235 миллионов – из федерального бюджета по госпрограмме.

Ремонтные работы в этом сезоне выполнят на более чем 200 объектах. Также подрядчики устраняют дефекты по гарантийным ремонтам. Их с прошлого года обнаружили немало.

«В Новосибирске устраняют дефекты на гарантийных объектах. Всего в городе таких 322 на площади 3,85 млн кв. метров. На 148 из них нашли нарушения», – рассказал начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Константин Васильев.

Основные работы по гарантии, по словам чиновника, подрядчики должны были завершить до 1 июня, до конца июня им предстоит исправить все недочеты.

При этом мэр Новосибирска Анатолий Локоть 1 июня на аппаратном совещании поручил профильным департаментам и главам районов составить паспорта дорог и тротуаров мегаполиса. Результатом паспортизации, по его словам, станет график ремонта на ближайшую пятилетку, исходящий из текущего состояния дорог, а не финансовых возможностей бюджета, как это было принято раньше.

«Нужно отталкиваться не от финансового, а от технического состояния. Прошу пятилетку расписать и такой же паспорт сделать по тротуарам. Нужно мониторить наше дорожное хозяйство по городу, чтобы у нас было свое представление его технического состояния. Тогда легче будет говорить о финансировании. В течение месяца надо это сделать», – сказал глава города.

Пустые разговоры

По мнению общественников, занимающихся вопросами дорожной сферы, создать паспорт дорожных объектов города за один месяц – задача невыполнимая.

«Это невозможно. Нужно проделать очень большой объем работы. Но святая обязанность владельца дороги – осуществлять паспортизацию. У нас часто говорят о недостатке финансирования дорожной сферы. На самом деле, чтобы о нем говорить, необходимо понимать, сколько этих денег нужно. А у нас в городе власти не знают, сколько у них дорог ни в километрах, ни по площади. Паспортизация даст понимание, сколько в городе дорог всего и в каком они состоянии. И именно по результатам этих данных и нужно назначать ремонты», – считает секретарь общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Михаил Мезенцев.

По мнению эксперта, сейчас дороги в городе ремонтируют спонтанно, а то и вовсе на основании голосований. Кроме того, из-за отсутствия паспортов на дороги ремонты идут без учета основных параметров того или иного участка улично-дорожной сети.

«Паспортизация дорог – это не только геометрические параметры, но и модуль упругости, несущая способность, состояние дорожного покрытия, интенсивность движения и состав транспортного потока. Конструкцию дорожной одежды и подбор материалов при ремонте необходимо рассчитывать, как любой другой конструктивный элемент капитального сооружения, не просто понимая какую функцию оно будет выполнять, но и какие нагрузки испытывать. У нас же назначают ремонт наобум, просто ради того, чтобы закатать в асфальт как можно больше километров и гордо отчитаться об эффективном освоении средств. По факту, очень часто такой ремонт не служит даже до истечения гарантийного срока. Потому что, даже если сделать работу качественно, но не опираться на расчеты, необходимого результата не будет», – убежден Михаил Мезенцев.

Представители общественности утверждают, что паспортизировать дороги в мэрии собрались не по собственной инициативе. Эксперты добились решения суда, который признал незаконным бездействие мэрии в дорожной сфере и обязал до июля 2020 года устранить нарушения законодательства, в том числе по паспортизации дорог и их диагностике.

«В 2012 году я отстаивал в мэрии необходимость создания проекта организации дорожного движения в городе. У нас его нет до сих пор. Есть схема организации дорожного движения, и то не на всех участках. Тогда же я говорил о необходимости паспортизации дорог, что их нужно ставить на учет, кадастрировать. Это поможет решить многие проблемы. Но на протяжении десяти лет я слышу истории о том, что кому-то надо это сделать. Представители нашей мэрии ямы залатать не могут, а вы про паспортизацию говорите. Думаю, это очередное популистское заявление мэра, не более», – считает общественник Алексей Носов.

По его словам, из-за отсутствия документов по организации дорожного движения в городе юристы выигрывали дела, в результате которых автомобилистам возвращали права после изъятия за разметку.

«Когда проекта организации дорожного движения нет – как можно наказать за разметку? Может, ее хулиганы нарисовали? В соцсетях была информация о процессах, которые выигрывали, и водителям возвращали права», – рассказал Носов.

Где контроль?

По мнению экспертов, качество дорог в Новосибирске оставляет желать лучшего главным образом из-за того, что нет контроля, а технологические процессы грубо нарушаются.

«У нас полностью отсутствует муниципальный контроль. На федеральных объектах системный контроль налажен, там подрядчиков проверяют на всех этапах и регулярно, из-за чего процент брака по дорогам низкий. На областных дорогах тоже все более-менее контролируется. Новосибирские же находятся в плачевном состоянии, потому что с подрядчиков тут вообще не спрашивают, а контроль есть только на бумаге», – убежден Алексей Носов.

По мнению спикеров, в профильном департаменте мэрии Новосибирска также не хватает квалифицированных и опытных дорожников.

«Квалификация чиновников сильно упала. Кто у нас возглавляет дорожно-транспортный департамент? Банкир и финансист. Может, он хороший управленец, но руководить департаментом должен специалист с профильным образованием и колоссальным опытом. Если его нет, эффекта не будет. Да и сам мэр у нас за восемь лет так вжился в роль депутата, что до сих пор не может понять, что его задача – не ленточки перерезать и победителей награждать, а строить дороги. Он должен спрашивать, наладить систему контроля и вести адекватную кадровую политику», – уверен Носов.

Также общественники отмечают, что проблемы есть и в содержании дорог.

«Даже хорошо сделанная дорога не прослужит долго, если ее не поддерживать в нормативном состоянии. Нужно своевременно устранять дефекты и результаты действия природных факторов. Например, весной потоки талой воды на проезжей части – самый главный фактор разрушения. Предупредить ее появление несложно. У нас же в городе уборочная техника и эксплуатационные участки работают не на результат, а на процесс. И пока им за это исправно платят, достигать результата экономически нецелесообразно», – считает Михаил Мезенцев.

По его мнению, прежде чем начинать работы на участке, мастер должен осмотреть его и уже по результатам осмотра назначать необходимые работы, а по завершении – проверить результат.

«В Новосибирске фактом выполнения работ является трек «ГЛОНАСС», подтверждающий, что машина там проехала или работала, а что она там делала на самом деле и достигнут ли результат – никого не интересует. Отчет о выполнении работ зимой – объем в мифических кубах вывезенного снега, летом – в тоннах смета, а не в качественно убранных улицах. Но при этом все продолжают исправно получать зарплату и даже премии», – утверждает Михаил Мезенцев.

Специалисты уверены, что подход при ремонте дорог в городе используют не всегда верный.

«Беда с дорогами встречается по всей стране – подрядчики снимают верхний слой, меняют бордюры, светофоры, пешеходные ограждения. Но дорожный пирог состоит не только из верхнего слоя, но и из основания, которое тоже становится непригодно. Таких поверхностных ремонтов хватает ненадолго», – уверен руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, – в распределении средств на ремонт.

«В БКАД муниципалитет участвует своими деньгами и в общей стоимости ремонтов по программе вносит деньги, иногда до 40 %, что очень много. Если бы эти деньги муниципалитет тратил на объекты, не участвующие в программе, смог бы провести больше ремонтов. Но реконструкцию и строительство новых объектов без программы БКАД муниципалитету будет трудно освоить», – считает Вячеслав Ашурков.

Кроме того, есть у экспертов нарекания и к работе подрядчиков.

«Дороги проверяют при приемке не очень качественно. Все уповают на то, что у подрядчика есть гарантия в пять лет. Но никто не думает о том, что он может за это время обанкротиться и разориться, и тогда мэрии придется проводить новые торги и снова тратить деньги. Нужно качественно проверять объекты на этапе их сдачи», – уверен спикер.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.