Копейчанин Иван Верахин никогда не думал, что у него будет семейное производство. Еще пять лет назад южноуралец был наемным менеджером в ресторане. Потеряв работу, начал налаживать свое дело – с изготовления каш и тушенки. После введения санкций его знакомые собачники стали жаловаться на отсутствие кормов. Он решил: почему бы не сделать свой. Изготовил и неожиданно получил внимание СМИ и телеведущего Владимира Соловьева. История микробизнеса Верахина – в материале челябинского корреспондента «ФедералПресс».
Идея с военного автоклава
С Иваном Верахиным мы встретились в небольшом магазинчике при производстве. Бизнесмен называет его выставкой. Здесь и каши, и тушенки, и колбасы, и другая заморозка – для ассортимента. По сути это витрина, ведь основные продажи сейчас идут не через магазин, а в интернете. А начиналось все в 2018 году с производства каши с мясом.
«Приятель купил военный автоклав (стерилизатор для получения домашней тушенки и консервов. – Прим. ред.), а жена его домой с ним не пустила. Я подумал: а почему бы не начать делать самому? Первые банок 500 ходил просто раздавал: возьмите, попробуйте! Нашел книгу с ГОСТовскими рецептами 70-х годов, стал разрабатывать рецептуру. Люди говорили, что им нравится, но продаж особо не было. Стереотип тушенки мешал, что в нее все подряд кладут. Стал на странице «ВКонтакте» показывать: как мы работаем, из чего делаем, потом подписчики стали пробовать. Сейчас у нас почти 14 тысяч подписчиков, они делают заказы», – вспоминает Иван.
–
Начинали с перловки, а сейчас 14 видов каш
Над заготовками работали всей семьей: у Ивана жена и трое детей. Участвует даже маленькая дочка: ей поручено наклеивать этикетки. Сначала тушенку и каши делали только в стеклянных банках.
«К мягкой упаковке пришел случайно. Увидел, что охотники и рыбаки не берут – банка в полях может разбиться. Нашел вариант, откладывал год деньги на оборудование: это дорогое удовольствие. Но зато такой продукт может выдерживать 100 килограммов, не бьется, хранится без холодильника два года. А в походе упаковку можно утилизировать в костре», – рассказывает предприниматель.
Необычный тест-драйв пакета на прочность
Сейчас такие пакеты начали изготавливать и в России, поэтому дефицита копейчанин не боится. Сложность – договориться о поставке, не всем интересно работать с маленькими предприятиями. В «реторт-пакетах» бизнесмен теперь продает гороховую, перловую и гречневую каши (с говядиной и свининой), тушенку также из говядины и свинины, скумбрию в собственном соку и корм для собак.
«А почему вы корм не делаете?»
Примечательно в этой истории то, что корм для собак в ассортимент попал тоже как бы случайно. На самом деле этому способствовала налаженная обратная связь от клиентов.
«Сначала начали жаловаться, что из-за санкций иностранные производители уходят, корма для собак пропадают. Потом просить: не сделаешь? Думал, что это дорого. Начал общаться с ветеринарами – проговорил, какие крупы нужны. Создали фокус-группу из 20 собак: там были и привередливые, и аллергики, и другие. И месяц кормил этих собак бесплатно, чтобы выяснить, как лучше. Мы меняли рецептуру до тех пор, пока не пошли все плюсики», – делится опытом Верахин.
Сейчас у бизнесмена два вида кормов: каша с говядиной и овощами по 80 рублей и мясо с овощами – по 100 рублей. Выяснилось, что это не только востребовано, но и постоянно нужно.
«Тушенку люди берут один-два раза в месяц, а это постоянно. Технология-то была, главное – нужно было определиться с наполнением. Еще к тому же выяснилось, что тот продукт, который мы считали за остатки производства и утилизировали – востребован для животных. Для собак говяжий лен – это настоящее лакомство. Здесь много коллагена для суставов, зубы собаки точат. Это специально покупают, а мы выкидывали. Стали и его использовать», – улыбается копейчанин.
Репост от Соловьева
Также неожиданно для себя копейчанин стал героем хроники «Сделано в России» от центра «Мой бизнес». «В Копейске Челябинской области открылось производство кормов для животных. Бизнесмен Иван Верахин производит консервированные и мясные полуфабрикаты, тушенку, каши, пельмени, мясо, расширяет производство, дополняет свой ассортимент лакомствами для собак», – указывалось в подборке примеров импортозамещения. И репост именно этой записи о начале изготовления кормов для животных после ухода с рынка западных предприятий в своем telegram-канале сделал журналист Владимир Соловьев.
«Это произошло в мой день рождения, 24 мая, – делится эмоциями Иван Верахин. – Пока не могу сказать, как это сказалось на продажах. Но узнать было приятно. А вот «Мой бизнес» мне действительно помог: научил документообороту, например. Сначала я был самозанятым, потом открыл ИП. Они проводят кучу семинаров, таскают на выставки. Это все дает такой опыт, который бесценен».
Думаю о ресторане «в банке»
Опытным путем Верахин ввел в ассортимент своего интернет-магазина сопутствующие товары. Для него это теперь отдельный вид бизнеса. Что-то заказывает, что-то делают под него, что-то просто берет на реализацию. Сейчас 127 видов товаров.
«Я хотел новое направление – колбасу – еще до кормов. Мне всегда что-то интересно. Нашел оборудование где арендовать, нашел людей: на шесть часов в неделю работать на колбасе. Сделали по моей технологии, рассчитался, отвез в коптилку. Сам делаю шашлык, колбаски для жарки, фарш. Пельмени делают специально под меня. Там такие штрафные санкции, что за качество я уверен. Мне не нужно терять клиентов. А вот масло растительное беру на реализацию. Изготовитель его хорошо делает, а заниматься продажами ему сложно», – перечисляет Иван.
В ближайших планах бизнесмена выход на «Озон» и укрупнение собственного производства от 5 000 до 10 000 единиц в месяц. Правда, для этого уже придется расширять штат сотрудников – силами семьи будет не справиться. Верахин уже работает 24/7. Хорошей практикой с почти бессонными ночами стала пандемия, когда люди стали закупаться продуктами впрок и очередь была на 30 дней вперед: небольшое производство увеличилось в четыре раза. Этот период дал понять, где заканчивается имеющийся ресурс.
Много времени занимает и работа с покупателями. Все сложные ситуации Иван решает сам: объясняется лично, если при сборке заказа товары перепутали. Но, признается он, при всей сегодняшней занятости уже есть новая идея: «Ресторан в банке». Видимо, так напомнила о себе 14-летняя работа в ресторане.
«Есть полторы тысячи рецептов, которые можно делать в банке. Там идет соль, перец – там нет ничего химического. Почему мы не кладем консерванты? Термообработка. При температуре 120 градусов все бактерии умирают. А полезные вещества остаются. Вот если еще в эту сторону подумать», – загадывает на будущее он.
Фото и видео: ФедералПресс / Виктория Ваулина
Сделано в России