Итоги учебного года в Свердловской области оказались неутешительными для педагогов дополнительного образования: отрасль так и не восстановилась после пандемии коронавируса, а кризис заставляет экономить даже на детях. Как кружки и студии переживают непростые времена, и чем педагоги стараются привлечь оставшихся учеников – в материале «ФедералПресс».
«Число желающих уменьшилось раз в пять»
«После ковида возникла большая пропасть: количество желающих уменьшилось раз в пять. В нашей школе мы до пандемии обучали тысячу детей, сейчас осталось триста. Поэтому школы не повышают цены, так как в этом случае уйдет еще больше родителей. В результате они находятся в довольно тяжелом состоянии, оборудование постепенно устаревает», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» преподаватель робототехники Кирилл.
По его словам, контингент учеников всегда делился на две категории: те, кого привели родители, и те, кто выбрал направление сам. Пандемия и экономический кризис ударили именно по второй категории: родители этих детей зачастую воспринимали робототехнику как развлечение, на котором можно сэкономить. В результате «вымываются» наиболее мотивированные ученики, сетует Кирилл.
По мнению маркетолога Армена (имя изменено), работающего со студией юных моделей в Екатеринбурге, изменились и сами родители. Еще пять лет назад дополнительные занятия для детей были приоритетом в семейных расходах, а матери охотно участвовали в жизни студий, вспоминает он.
«В детей вкладывались те, кто вскочил в последний вагон советской системы образования и советского воспитания. Новое поколение мам хочет вкладывать в себя. Для меня шок, что родители могут посреди учебного года слинять в отпуск вместе с ребенком. Пропустит он школу, не пропустит – все равно. Поэтому и заведения дополнительного образования превратились в какие-то ясли. Педагогов рассматривают как аниматоров: «я вам сбагрила ребенка, вот и занимайтесь им», – рассуждает Армен.
Онлайн и мастер-классы
Педагоги сейчас ищут различные выходы из ситуации. Во время пандемии в моду вошли онлайн-кружки, и этот тренд не спадает, говорит сотрудница образовательного портала Анастасия.
«Появилось много курсов по IT, по рисованию, логопедических, у нас в компании запустили какой-то онлайн-лагерь айтишный. Даже в фирме, где я раньше работала бебиситтером, открыли онлайн-занятия», – рассказывает она.
Однако такой вариант подходит не для всех, говорит Кирилл: по его словам, выгоду во время пандемии смогли извлечь только те, кто и до этого делал ставку на дистанционное образование, разрабатывая соответствующие методики.
«Переписать программу под онлайн невероятно сложно», – признается педагог.
Еще один тренд – переход к разовым мастер-классам: в таком формате родители могут удовлетворить любопытство ребенка, не тратя много времени и денег.
«Можно не записываться на постоянную основу в кружок, а посещать единоразово. В таком случае занятия проводятся не по единой программе, а независимо друг от друга», – говорит свердловчанка Анна, основавшая школу робототехники в Перми.
Но в таком случае фундаментальных знаний получить, конечно, невозможно, указывают педагоги.
Как устроен рынок
Как объясняет Кирилл, львиную долю рынка в Екатеринбурге занимают небольшие школы, предлагающие «сборную солянку» курсов – от робототехники до танцев. По его словам, обучение в таких заведениях, как правило, не отличается качеством, так как владельцы не готовы тратиться ни на хорошее оборудование, ни на современные методики. Более серьезный подход демонстрируют узкоспециализированные школы: именно их ученики, как правило, выигрывают соревнования по той же робототехнике. Наконец, в Екатеринбург заходят и франшизы федеральных компаний: их недостатком может быть слишком большая нагрузка на педагогов и «конвейерное» отношение к детям, предупреждает Кирилл.
«Тренд последних лет в дополнительном образовании — увеличение участия государства. Запускаются программы поддержки образования, в том числе инженерного и IT, появляются форматы частно-государственных партнерств (сеть детских технопарков «Кванториум», «Точки роста» и другие). Поэтому коммерческий сектор дополнительного образования в некоторых случаях оказывается в условиях сильной конкуренции с государственным», — заявила руководитель центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ, сооснователь портала «Занимательная робототехника» Динара Гагарина.
На Среднем Урале государственный сегмент пока не всегда выдерживает конкуренцию с частниками. Например, кванториумов в Свердловской области всего шесть. Они дают хорошую подготовку, но попасть туда сложно. При этом, по словам Кирилла, на олимпиадах по робототехнике порой побеждают дети из сельских школ. Это заслуга учителей-энтузиастов, объясняет он: за месяц дополнительных занятий они зарабатывают столько же, сколько педагог в екатеринбургской студии – за один урок.
Важных изменений свердловские педагоги ждут в следующем учебном году с введением сертификатов персонифицированного дополнительного образования. Такая система уже действует в некоторых российских регионах, включая Югру и Ямал. Сертификат ПФДО позволяет родителям получить от государства определенную сумму денег, которую можно тратить на обучение ребенка в «проверенных» местах – как государственных и муниципальных, так и частных, если они присоединились к программе. При этом количество заведений, которые один ученик сможет посещать по сертификату, будет ограничено.
«Адекватные родители будут выбирать кружки и секции, которые сейчас приходится оплачивать. Я работаю в обычном дворовом клубе, где не дают корочек: у нас простые игровые и творческие программы. Вряд ли родители будут отправлять сюда детей на государственные деньги», – говорит педагог одного из детских центров Виктория, которая уже решила сменить место работы.
Отметим, что сейчас стоимость уроков в частных школах обходится в несколько тысяч рублей ежемесячно. Например, курсы по рисованию для ребенка можно найти примерно за 2500 в месяц, разработке игр берутся научить за 3500, а модная робототехника, возможно, будет стоить больше 4000 в месяц.
«Экономический кризис еще не успел в полной мере сказаться на работе организаций дополнительного образования. Организации работают на текущем оборудовании, а сложности с заменой иностранного оборудования, или необходимость его обновления по более высоким ценам еще впереди», – заключает Динара Гагарина.
Фото: freepik.com