Название компании «КрасноярскТИСИЗ» до последнего времени было мало известно широкой публике. Громко заговорили о ней на всероссийском уровне после ареста владельца и руководителя – бывшего высокопоставленного чиновника и «зеленого» политика Олега Митволя. Именно это предприятие в последние годы занималось изысканиями, связанными с многомиллиардным проектом красноярского метро. Что известно об этой компании и сможет ли она решать поставленные задачи в новых условиях – в материале «ФедералПресс».
Самый крупный актив
Компания «КрасноярскТИСИЗ» входит в число крупнейших предприятий за Уралом в области инженерно-строительных изысканий и проектирования. Однако для простого обывателя название говорит гораздо меньше, чем имя ее владельца и руководителя – Олега Митволя, экс-замглавы Росприроднадзора и экс-префекта одного из московских округов. Он был задержан неделю назад, этапирован в Красноярск и арестован до 24 июля. Ему грозит до десяти лет лишения свободы по делу о хищении 975,2 млн рублей при строительстве метрополитена в Красноярске.
По версии следствия, компания «КрасноярскТИСИЗ» получила деньги за невыполненные инженерные изыскания и устаревшую проектную документацию. Якобы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» были направлены результаты инженерных изысканий, а также проектная и сметная документация, которая была подготовлена институтом «Харьковметропроект» еще в 1989 году. По данным СК, в документах были отражены устаревшие сведения, которые не соответствуют действующим строительным нормам.
Примечательно, что в финансовом портфеле Олега Митволя есть и другие активы. Согласно сервису Seldon.Basis, предприниматель является владельцем компании «Полигон», которая консультирует по вопросам коммерческой деятельности и управления. Возглавляет предприятие Игорь Виноградов. У Митволя также 50 % доли в компании «Методический центр по отходам». В доходы предпринимателя можно отнести строительное предприятие ООО «Группа компаний «Трэнд», совладельцем которого является Оксана Березкина. Митволь также значится руководителем МОД «Зеленая альтернатива» и участником ООО «Альфа» Московский центр оценки квалификаций в сфере охраны окружающей среды». Однако «КрасноярскТИСИЗ» – самая крупная его собственность. В последние годы основная задача компании – проектирование метро в Красноярске по госконтракту.
Странные совпадения
Компания «КрасноярскТИСИЗ» в строю уже полвека. Она берет свое начало в шестидесятых годах прошлого столетия. Тогда никто не мог предположить, что предприятие станет одной из ведущих изыскательных организаций страны. Создание треста происходило на базе отделов изысканий института «Сибцветметниипроект», «Гидпролесдревпром», красноярского отделения Проектного института и других местных проектных организаций. Это стало началом большого пути. Изначально численность работников предприятия составляла порядка 300 человек, но в начале восьмидесятых она достигла 1100 человек. В девяностых, когда спрос на изыскательные работы упал, одним из новых направлений деятельности треста стали землеустроительные работы. С 2005 года компания находилась на балансе Росимущества и вела достаточно скромную деятельность. В 2010-м размер чистой прибыли находился на уровне 20 миллионов рублей и постепенно сокращался. В 2016 году компания вообще ушла в минус почти на 10 миллионов рублей, в последние два года ситуация улучшилась ненамного – прибыль колебалась в районе 1–2 миллионов рублей в год.
В 2018 году предприятие купил Олег Митволь и стал председателем совета директоров. Ситуация быстро изменилась – уже по итогам 2019 года чистая прибыль составила почти 65 миллионов рублей, через год – 43,2 миллиона. Финансовому успеху не в последнюю очередь способствовало заключение контракта с краевым транспортным управлением на проведение инженерных изысканий по строительству красноярского метрополитена.
Приход Митволя в компанию в целом удивительным образом совпал по времени с подписанным на федеральном уровне поручением о строительстве красноярского метрополитена.
Впрочем, через некоторое время проект начал вызывать вопросы. По последним озвученным данным, он оценивался в 128 миллиардов рублей. Федеральные власти стали требовать сократить смету – вплоть до того, что вице-премьер РФ Марат Хуснуллин обещал отправить в регион своих проектировщиков. В итоге прошлым летом было принято решение изменить глубину залегания станций до 25 метров вместо планировавшихся изначально 60 метров. Впрочем, и в этом случае требовались большие деньги, тем более что для метро неглубокого залегания нужны дополнительные вложения, чтобы проводить масштабные строительные работы на земле в условиях высокой загруженности автомобильных дорог. Именно в разгар споров о завышенной стоимости проекта произошел арест главы «КрасноярскТИСИЗ».
Объект пристального внимания
В компании не стали комментировать дальнейшее развитие предприятия и не ответили, на каком этапе находится проект метрополитена.
«Я не уполномочена давать какие-либо комментарии, а пресс-службы у нас нет. Можете даже не пытаться звонить», – коротко сообщили в компании, довольно быстро прервав разговор.
Впрочем, в региональном правительстве успокаивают – арест Олега Митволя никак не повлияет на проектирование метрополитена, работы будут продолжены и «КрасноярскТИСИЗ» от своих обязательств по контракту не отказывается.
Сейчас у экспертов «ФедералПресс» нет сомнений, что проект готов, и даже если есть недочеты, то на бумаге их легко исправить.
«Люди сидят и чертят чертежи. В том, что проект будет подготовлен на бумаге, сомнений у меня нет, а вот в том, что проект будет построен, немало сомнений. Прежде всего, сейчас деньги нужны в стране на другие нужды, да и потом, практически все оборудование для строительства метро импортное, и даже если будет готов и утвержден проект, как его реализовывать на практике, не совсем понятно», – считает политолог Василий Дамов.
Финансовый аналитик Виталий Калугин довольно оптимистично смотрит на ситуацию и считает, что арест Олега Митволя никак не скажется на развитии компании и строительстве метро в Красноярске.
«Даже если обвинения будут доказаны, это не та сумма, которая может поставить под угрозу проект. В стране достаточно денег, и если надо, федеральные власти компенсируют. Здесь ведь речь идет о том, что проект является ядерным для того, чтобы построить какую-то инфраструктуру. Я не сомневаюсь в том, что метро в Красноярске будет построено и арест Митволя никоим образом этому не помешает», – резюмировал эксперт.
Политтехнолог Алена Август придерживается еще более оптимистичной точки зрения – что нынешний скандал только придаст импульс реализации этого проекта.
«На фоне скандала появился интерес к теме. Если ситуацию использовать правильно, то негатив можно будет отработать и с новой силой продолжать проект», – уверена политолог.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Компания/персона недели