Литва заблокировала транзит товаров по железной дороге через свою страну в Калининградскую область и из нее с 18 июня. Согласно последней редакции регламента Совета ЕС, под ограничения попала продукция из железа, чугуна и стали, алкоголь, лес, стеклотара, икра, цветные металлы, удобрения, цемент. Какие могут быть последствия у этого решения, какие есть выходы из ситуации и что ждет регион – в материале «ФедералПресс».
Что произошло
С 18 июня Литва перестала пропускать в Калининградскую область и из нее грузовые поезда с рядом товаров, которые ранее попали под санкции ЕС. По словам главы региона Антона Алиханова, подобное решение – нарушение протоколов о вступлении прибалтийских стран в ЕС, а также правил свободного транзита.
Губернатор региона Антон Алиханов оценил ограничение грузооборота в 40–50 % от всех грузов, следовавших транзитом через Литву по железной дороге. Местные власти планируют поставлять продукцию в область водным путем и перераспределением паромных грузов, не попавших под санкции, на железную дорогу.
Представитель МИД РФ Мария Захарова назвала поведение властей Литвы провокацией. Также в МИД РФ сообщили, что Россия требует восстановить калининградский транзит, иначе последуют ответные меры. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в ходе совещания по актуальным вопросам национальной безопасности на Северо-Западе заявил, что меры, которые сейчас прорабатываются российской стороной, окажут негативное влияние на население Литвы.
Куда может привести конфликт?
Политолог Александр Носович заявил, что ситуация предвоенная. «Это говорю не я, а эксперты в Литве. В местных СМИ прямо говорится, что действия в отношении Калининграда – это для России повод для объявления войны», – сказал эксперт.
Он отметил, что для России может сложиться та же ситуация, что и с Украиной к 24 февраля 2022 года. Иными словами, не останется никаких других вариантов, кроме как применить военные меры, заключил политолог.
Доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич также отметил, что Литва ожидает от России «чапаевскую реакцию».
«Это втянуться в какой-то прямой военный конфликт с Литвой – что они очень хотят. Предстать жертвами. Они даже готовы для этого разменять своих людей и свою страну ради так называемой европейской солидарности. А мы на это идти не должны. Мы не должны с ними воевать, нам следует их экономически задушить», – сказал эксперт.
Что можно сделать
Экономист Николай Межевич в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что нужна эффективная экономическая блокада Литовской Республики. «Они нам запрещают ввозить часть, а мы должны запретить ввозить им все. Мы должны сделать так, чтобы литовские железные дороги полностью прекратили свое существование», – сказал он.
Межевич заметил, что Литва хочет этот процесс растянуть во времени и взять время на адаптацию, а Россия этого времени им давать не должна. «Мы должны сейчас пожертвовать чуть большими средствами, обеспечить снабжение Калининградской области по морю. Но любые торгово-экономические отношения с Литвой должны быть остановлены: торгуешь с Литвой – измена Родине», – подчеркнул он.
Есть ли шанс договориться с Литвой о снятии запрета на транзит
Мнения экспертов разделились. Так, член общественной палаты Калининградской области Соломон Гинзбург отметил «ФедералПресс», что проблему можно было решить путем переговоров с Литовской стороной путем гуманитарного приграничного сотрудничества. Куда входит обмен делегациями, культурные совместные мероприятия, не затрагивающие большую политику и нацеленные на то, чтобы сохранить добрососедские отношения и ослабить конфронтацию.
«Когда ты живешь в стеклянном доме, то камнями не разбрасываются. Можно было внести в закрытых переговорах с Брюсселем, с точки зрения интерпретации выполнения этого пакета, какие-то свои идеи, чтобы ослабить давление на Калининградскую область. Этого нет. Мы являемся заложниками большой политики», – сказал член общественной палаты.
Однако экономист Николай Межевич уверен, что договориться с Литвой невозможно. «С ней пытались общаться лучшие российские дипломаты и политики. Многих я знаю, со многими работал. Литва – недоговороспособна. Невозможно договариваться с людоедом по поводу соблюдения режима питания гречневой каши», – отметил Межевич.
С Литвой договариваться и не нужно, предположил политолог Александр Носович. «Аргументация литовского МИДа сводится к тому, что – я не я и лошадь не моя. То есть они ни при чем, это не их решение, а Еврокомиссии», – подчеркнул он. Политолог отметил в разговоре с «ФедералПресс», что вести переговоры надо с Евросоюзом, так как и сама Литва направляет нас к нему.
«Если прибалтийские элиты, в частности литовские, деградировали настолько, что с ними невозможно разговаривать, то ЕС – более сложная организация. Там представлены конструктивные силы, которые понимают, что блокада Калининградской области – это красная линия, за которую лучше не заходить, потому что ответ будет военным», – подчеркнул Носович.
Эксперты отмечают, что сложившая ситуация требует оперативных действий, от которых будет зависеть развитие региона и благосостояние его жителей. Николай Патрушев в ходе совещания 21 июня заявил, что ответные меры будут приняты в ближайшее время. Депутат Госдумы Марина Оргеева, в свою очередь, обратила внимание, что вопрос стараются решить прямо сейчас.
«Очень много мер принято в целях обеспечения безопасности. Создан оперативный штаб. Все вопросы на контроле. Регион никто не забудет. Я не сомневаюсь, что необходимые решения будут приняты, как по линии международных отношений, так и для обеспечения жизнедеятельности региона», – подчеркнула она.
Фото: Nikolay Gyngazov / Global Look Press / globallookpress.com