Российские банки перестали открывать валютные накопительные счета и вклады. Между тем граждане, которые уже «сидели» в таких активах, оказались в непростом положении. Эксперты рассказали «ФедералПресс» о валютной ловушке, «токсичных» долларах и евро и о том, куда можно вложить свободные деньги тем, у кого они есть.
Ловушка для вкладчиков
Крупные российские банки приостановили открытие накопительных счетов и вкладов в иностранной валюте, хотя еще в марте предлагали открывать их или продлевать на весьма привлекательных условиях. Крайними же, как всегда, оказались вкладчики. Они попали в «валютную ловушку», говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. «Обналичить свои доллары и евро они не могут из-за ограничений, введенных ЦБ. Если они оставят валюту на банковских счетах, то попадут фактически под отрицательную процентную ставку (комиссии по остаткам на счетах эквивалентны отрицательной ставке), причем в некоторых банках весьма существенную. У «Тинькофф» –1% в месяц, то есть 12 % годовых, только со знаком минус. По существу, грабительские комиссии», – объясняет Осадчий.
По его словам, есть еще третий вариант: конвертировать валюту в рубли. Вот только нынешний курс рубля существенно ниже того уровня, который был до 24 февраля, и при такой конвертации держатели валютных депозитов потеряют приличные деньги: купили дорого – продают дешево. «Куда ни кинь – всюду клин. Какая-то не очень честная ситуация возникает, отсутствует разумная альтернатива ухода в наличные доллары или евро. Более того, если вкладчики попытаются превратить валютные вклады в наличную валюту через двойную конвертацию, через рубли, то при покупке наличной валюты их еще раз «обуют»: банки продают наличные доллары и евро рублей на 10 дороже биржевого курса», – отмечает Осадчий.
Банки выдавливают клиентов из валюты
Впрочем, банки тоже можно понять, продолжает начальник аналитического управления банка БКФ. Валютные вкладчики – самая богатая, самая привлекательная для банкиров аудитория, и «обижают» их банки не от хорошей жизни. Дело в том, что на рынке сформировался солидный профицит, избыток валютной ликвидности – на нее элементарно нет спроса со стороны экономики. Российские банки не могут разместить валюту в кредиты или в ценные бумаги и в целом постоянно ходят под угрозой «ограничительных мер»: если они попадут под американские или европейские блокирующие санкции, у них заблокируют средства, соответственно, в долларах или в евро.
«Поэтому доллары и евро «токсичны» для российских банков, и они стараются от них избавиться, относительно мягко стимулируя клиентов к выходу из иностранной валюты. Не в жесткой форме, например, принудительной конвертации, а в мягкой, комиссиями. По кусочкам нарезают хвост, гуманно», – заключает Осадчий. Словом, если ваш валютный вклад не попадает под ограничения ЦБ, лучше снять наличность и держать ее «под матрасом».
Процесс избавления банков от валюты идет полным ходом, подтверждает руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. «Они всеми силами выдавливают клиентов из валютных депозитов, и успешно выдавливают. К примеру, в Сбербанке доля валютных депозитов в середине прошлого года была в районе 20 %, а сейчас уже 11 %», – приводит он цифры.
Инфляция и дефляция
Сама ситуация с валютой и серьезным укреплением рубля зависит от восстановления объемов импорта и текущих цен на углеводороды, отмечает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. «При этом стоит учитывать, что ситуация с инфляцией в долларе и евро также не лучшим образом будет отражаться на сбережениях граждан. Инфляция в США и Еврозоне составляет около 8 %, что существенно снижает покупательную способность данных валют. Процентные ставки по основным безрисковым активам в данных валютах в два, а то и в три раза ниже инфляции», – говорит Кабаков.
Между тем инфляция в России уменьшается, мало того, в последние недели наблюдается дефляция: дешевеет электроника, поездки на курорты, дешевеют помидоры и огурцы, указывает Верников. «Вероятно, в этом году надо ориентироваться на годовую инфляцию порядка 15 %. Планы на следующий год у наших денежных властей довести инфляцию до 5 %–7 %, но, скорее всего, эти планы слишком оптимистичны. Я бы ориентировался в 2023 году на прогноз по инфляции 8 %–10 %», – предполагает руководитель департамента ИК «УНИВЕР Капитал».
На что ставить: золото, рублевые депозиты и акции?
Что же делать тем россиянам, у кого остались свободные средства? «Для российского физического лица остается достаточно ограниченный инструментарий инвестирования: рубли, депозиты, облигации федерального займа и акции российских эмитентов. Все зависит от периода инвестирования и толерантности к риску конкретного инвестора», – говорит Ярослав Кабаков.
Простых рецептов для инвесторов сейчас нет: как сказал на днях глава ФРС, многие экономические процессы просчитать невозможно. Поэтому ставить на одну «лошадь» опасно, а целесообразно покупать рваные активы, которые потом можно перегруппировать, считает Андрей Верников. «Примерно 30 % накоплений можно разместить на рублевом депозите под доходность 9–10 %, на 20 % накоплений купить слитки золота – сейчас цена золота падает и самое время подумать о долгосрочных инвестициях в «желтый металл», – говорит он.
Оставшиеся 50 % средств Верников предлагает зарезервировать на покупку акций, но не торопиться с этим. «Я жду снижения цен на акции в августе. Сейчас вряд ли цены можно назвать дешевыми, к примеру, за три месяца акции Газпрома выросли на 33 %. Интересны для долгосрочной покупки акции Магнита, Сбербанка, Газпрома, МТС. Но нужно дождаться коррекции», – полагает Верников.
Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press / globallookpress.com