С 18 июня Литва прекратила железнодорожный транзит попавших под санкции товаров в Калининградскую область. В списке «запрещенки» металл, сталь, чугун, древесина, удобрения, цемент и другие товары. Многие из них критически важны для экономики российского эксклава. Эксперты прогнозируют в регионе рост цен, удорожание логистических процессов и остановку зависимых от транзитных товаров предприятий. О том, как правительство региона и бизнес будут искать выход из критической ситуации, которую некоторые называют блокадой – в материале «ФедералПресс».
С чем после запрета транзита столкнулся Калининград
Сейчас сложно просчитать насколько серьезно транзитные ограничения скажутся на экономическом состоянии Калининградской области, считает президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек.
«Мне кажется, все будет ясно месяца через четыре, не раньше. В регионе есть запасы, продолжается снабжение товарами. Скорее всего к концу года ограничения скажутся на конечной стоимости квадратного метра жилья, потому что основная проблема сейчас со строительными материалами: металлом, арматурой», – отмечает экономист в разговоре с «ФедералПресс».
По его словам, возможны сбои в поставках бензина, мазута, комплектующих, связанных с поддержанием нормальной работы городского хозяйства и естественных монополий.
Генеральный директор «Инвестиционного Металлургического Союза» в Калининградской области Олег Чернов рассказывает, что из-за санкций у многих компаний возникли серьезные сложности в расчетах с иностранными поставщиками и проблемы с получением сырья из перевалочных портов Европы. Запрет транзита разрушил устоявшиеся логистические цепочки.
«С учетом худшего варианта развития событий, который мы, безусловно, просчитывали, к срокам доставки прибавится два-три месяца. Прайсы при этом скорректируются на 10–20 %. Вариантов транспортировки товаров достаточно много – это и сухогрузы, и контейнеры, и вагоны, и автомобили. Но сроки, к сожалению, увеличиваются в два-три раза», – считает Олег Чернов.
Спикер подчеркивает, что проблема логистики всегда была ахиллесовой пятой региона.
Как будет перестраиваться логистика
Несмотря на проблемы с транзитом грузов через Литву, председатель комитета по бюджету, налогам и финансам калининградской областной думы Александр Никулин настроен оптимистично.
«Я считаю, что до сегодняшнего дня мы успешно преодолевали все сложности, которые нам создавали соседи. Так будет и дальше. Кроме сухопутного транспорта у нас еще есть морской и авиационный», – отмечает депутат в разговоре с «ФедералПресс».
Паромное грузовое сообщение в российском эксклаве теперь будет развиваться быстрее, считает Александр Ходачек. Сейчас на линии Усть-Луга — Балтийск курсируют три парома: «Амбал», «Балтийск» и «Маршал Рокоссовский». Каждый из них за рейс перемещает около 90 железнодорожных вагонов и около 10 единиц грузовых автомобилей.
Помимо паромов перевозку осуществляет судно «Урса Майор», которое перевозит автотранспорт и контейнеры.
«Пятый паром уже готовится выйти на линию. Эта ситуация с запретом транзита – элемент проверки нас на санкционные ограничения», – подчеркивает экономист в беседе с «ФедералПресс».
Александр Никулин уверен, что в ближайшее время калининградский бизнес начнет переходить к специализированному морскому транспорту.
«С перевозкой грузов эффективнее справятся специализированные суда – танкеры или сухогрузы, спецсуда, которые перевозят цемент, – объясняет депутат. – Так стоимость перевозки станет намного ниже паромной», – говорит Александр Никулин.
При этом сухопутный транзит критически важен для перевозки скоропортящихся продуктов из Калининградской области в «большую» Россию.
«Очень важно, чтобы не удлинялись сроки доставки. Многие наши предприятия, например, «Залесский фермер» – очень чувствительны к увеличению времени перевозки. Поэтому надеюсь, что Литва не будет чинить препятствия гуманитарному и продовольственному транзиту», – подчеркивает парламентарий.
По словам Никулина, калининградскому бизнесу понадобится несколько месяцев на перестройку логистических цепочек. Нужно проработать вопросы с транспортными компаниями.
«У них свои требования, например, к погрузке на борт товара в фурах, железнодорожных вагонах. Знаю, что многие калининградские предприятия уже справились с этим вызовом», – отмечает Александр Никулин.
Он не видит серьезных ухудшений в работе местных компаний. Однако, периодически возникают небольшие проблемы с металлом и цементом.
Предприятия могут остановиться
Александр Никулин предлагает считать запрет на транзит временными трудностями, которые придется решать в ручном порядке.
«Нельзя исключать, что какие-то предприятия могут остановиться по тем или иным причинам. Но мы к этому готовы. Нужно готовиться к самому пессимистичному сценарию. А если сценарий будет оптимистичный, то слава богу», – подчеркивает депутат.
При этом он не видит причин для резкого роста безработицы в регионе:
«Да, наверняка такие истории будут. Но в Калининградской области довольно много вакансий – и желающие будут быстро находить себе работу. Власти региона будут помогать работодателям. Еще в марте перераспределили областной бюджет и дополнительно выделили 3 млрд рублей на поддержку экономики. На эти деньги предпринимателям выдавали кредиты».
Эффективной мерой поддержки бизнеса стали бы субсидии строительным компаниям и производителям товаров народного потребления, считает Александр Ходачек.
«Например, в Петербурге договорились о предельной торговой наценке не выше 5 % на группы социально значимых товаров. То же самое должно быть сделано в Калининградской области», – говорит экономист.
Металлурги, по словам Олега Чернова, ждут «руку помощи» от государства.
«Государственные проекты, новые «стройки века» – пожалуй, единственный локомотив, который реально способен вытащить нашу отрасль, включая калининградский регион», – считает предприниматель.
Фото: ФедералПресс / Дарья Кекош
Санкции против России