Конференция «Вызовы 2030. Устойчивое развитие регионов», посвященная ESG-повестке и устойчивому развитию, прошла в четверг в Москве. Ее участники рассказали, как работодатели стремятся сократить неравенство между Москвой и регионами, сколько компаний готово продолжать ESG-проекты в сегодняшних условиях и как цели устойчивого развития отражаются в зеркале общественного мнения. Подробности – в материале «ФедералПресс».
ЦУРЫ и счастье
Конференция «Вызовы 2030. Устойчивое развитие регионов», прошедшая в четверг в Москве, была посвящена 20-летию комитета по ESG и устойчивому развитию Ассоциации менеджеров. Своеобразной «разминкой» для ее участников стали три трека, соответствующие трем буквам из аббревиатуры ESG. Темой трека «S» стало социальное развитие, однако в этом направлении ООН установлены настолько разноплановые цели устойчивого развития (ЦУР), что, как заметил модератор мероприятия, директор департамента обеспечения устойчивого развития бизнеса компании «РУСАЛ» Рустам Закиев, одно лишь перечисление вопросов займет весьма «продолжительное время».
Чтобы уложиться в хронометраж трека, было решено обсудить только ЦУРы, влияющие на счастье человека, пути его достижения и способы сделать так, чтобы работник компании чувствовал себя счастливым. Довольно любопытным стало выступление директора по персоналу АО «Гринатом» Натальи Пичугиной. По ее словам, «дочка» «Росатома» поставила цель – к 2025 году две трети «айтишников» будут выходцами из регионов (напомним, ряд ЦУР направлен на снижение неравенства внутри стран). Кроме того, партнерами «Гринатома» стал 51 вуз, студенты которого начиная с третьего курса уже работают на компанию, и даже первокурсники могут попасть на стажировку.
40 % компаний готовы помочь чужим проектам
«Процесс внедрения принципов устойчивого развития и ESG-факторов в бизнес-процессы и корпоративную культуру компаний остановить будет сложно. ESG-практики уже пустили корни в бизнес-модели крупнейших российских компаний и стали добираться до среднего бизнеса», – констатировал президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин на пленарном заседании конференции «Устойчивое развитие регионов».
Несмотря на сегодняшние трудности в обществе остается запрос на ESG-развитие, но, с учетом ухода иностранных игроков из России, их место должны занять российские компании. Однако возникает вопрос, смогут ли они «потянуть» даже те задачи, которые ранее взяли на себя. Любопытную статистику по этому поводу привела председатель комитета по ESG и устойчивому развитию Ассоциации менеджеров, директор по устойчивому развитию «РУСАЛа» Ирина Бахтина. Она рассказала об итогах закрытого опроса бизнес-структур, которые провела ассоциация. И 80 % компаний, которые ранее начали работать по ESG-повестке, подтвердили свою приверженность ей. При этом 8 % компаний из секторов торговли, общественного питания и IT полностью остановили бы свои проекты. А еще 12 % временно приостановили их – как правило, это компании сервисов профессиональных услуг, строительства и общепита. Пока что сроки приостановки – до конца года, а у международных компаний – до решения штаб-квартиры.
Что характерно, 40 % компаний, продолжающих развивать ESG-проекты, готовы оказать помощь компаниям, которые их уже не тянут. Причем отраслевой спектр добровольных помощников весьма широк: это горнодобывающие предприятия, металлурги, финансисты, телеком, торговля, медиабизнес и так далее.
«И когда мы спросили бизнес о том, в какие сферы в приоритетном порядке вы хотели бы вкладываться, дополнительно брать эту нагрузку, но чтобы она соответствовала вашим собственным приоритетам, [выяснилось, что] это уязвимые в социальном плане группы населения, люди с ограниченными возможностями здоровья, ну и наши три основные, наверное, направления социальной поддержки – образование, спорт и культура!» – рассказала Бахтина.
На первом месте у россиян - «устойчивые города»
Как цели устойчивого развития отражаются в зеркале общественного мнения, рассказал директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин. Его институт провел интернет-опрос 1200 россиян, и результаты оказались не самыми лестными. Точно знает что-то об ESG подавляющее меньшинство россиян.
«Пять процентов, плюс еще 30 процентов отщипнуть от категории тех, кто что-то слышали, и у нас получится на уровне 10–15 процентов населения, [до которого] это трехзвучье магическое донеслось», – сообщил Родин.
Кроме того, респондентам предложили выбрать, какие из 17 целей устойчивого развития кажутся им наиболее значимыми. На первом месте оказались «устойчивые города, населенные пункты», 2 место – «достойная работа, экономический рост», 3 место – «качественное образование», 4 место – «мир, правосудие, эффективные институты» и 5 место – «уменьшение неравенства».
На вопрос, кто, на взгляд респондентов, должен способствовать развитию целей устойчивого развития и принципов ESG, большинство (46 %) на первое место поставили федеральные власти, на второе – местные и региональные власти. «Дальше у нас идут местные жители – 4 %, вот тут население уже начало обретать свою субъектность», – заметил Родин. И только на пятом месте с результатом 3 % оказался бизнес.
«Пока усилия бизнеса отразились таким образом в этом самом зеркале», – резюмировал эксперт ВЦИОМ.
Почему же ESG-повестка остается важной для нас, задался вопросом генеральный директор Национального ESG-альянса Андрей Шаронов. «Потому что она касается вопросов, связанных с качеством жизни, с качеством экономики, в которой мы живем, невзирая на все внешние обстоятельства», – заявил он. И сильный смотрит, насколько она соответствует его интересам, а слабый «может клюнуть кого-то и галочку поставить, что я сильный или хочу таким казаться», метафорически высказался Шаронов.
Он подтвердил тот факт, что ESG-повестка в большинстве компаний по понятным обстоятельствам сегодня сжимается. «Но, на мой взгляд, это все-таки тактика, поскольку ESG – это стратегия, это вдолгую», – сказал Шаронов. Кроме того, по его словам, появились новые претенденты, которые хотят присоединиться к альянсу, «и в этом смысле мы смотрим умеренно-оптимистично».
Кроме того, генеральный директор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет высказалась о необходимости ESG-рейтингов и рэнкингов. Она считает, что участие регионов в таких табелях о рангах – способ территорий понять, в какой точке они находятся. «И желание иметь рейтинг, хорошие оценки является дополнительным стимулом компании для продвижения на пути трансформации», – сказала Розенцвет.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
ESG-развитие